КАРМАЦКИЙ Владимир Дмитриевич (1923–2008)
Герой Советского Союза, почетный гражданин города Чернобыля, доцент
Родился 27 ноября 1923 года (по документам – 5 января 1924 года) в деревне Таловая (ныне – Аромашевского района Тюменской области). Отец – Кармацкий Дмитрий Сергеевич (1902 г.рожд.). Мать – Кармацкая Фекла Игнатьевна (1901 г. рожд.). Первая супруга - Кармацкая Валентина Петровна (1925 г. рожд.) В браке рождены дочери: Каркеланова Елена Владимировна, Данилова Ирина Владимировна. Вторая супруга – Кармацкая Наталия Тимофеевна (1945 г. рожд.).
В 1940 году Владимир Кармацкий окончил 9 классов в селе Аромашево Тюменской области и по семейным обстоятельствам, а проще говоря, из-за нужды оставил школу. Стал работать учителем в начальной школе в соседнем селе. Но не перестал учиться, поступил на заочное отделение Ишимского педучилища. Работа нравилась, и, наверное, быть бы Кармацкому учителем всю жизнь, но началась война.
Летом 1942 года его призвали в армию и направили в Омское военно-пехотное училище имени М.В. Фрунзе. В войну Кармацкий вступил лейтенантом, командиром стрелкового взвода на Курской дуге. Ему было 19 лет. А солдаты у него имели возраст от 20 до 35.
Боевое крещение юный лейтенант получил 5 июля 1943 года – в день начала Курской битвы. В первых же боях он проявил себя выше всяких похвал. Будучи раненным осколком мины в голову, от эвакуации с поля боя отказался и после перевязки продолжал управлять взводом. А на взвод шли немецкие танки – знаменитые тяжелые «тигры».
В очерке «Офицер Кармацкий и его солдаты» дивизионная газета «Звезда Советов» написала о том бое так: «Бойцы смотрели вперед на «тигров» и поворачивали головы к своему лейтенанту. Нет, ни один мускул не дрогнул на его лице. Он был тут, рядом со своими солдатами. Короткие, ясные команды, отдаваемые им, лучше всяких слов успокаивали людей. Гвардейцы приготовили бутылки и гранаты. Над окопами с тяжелым посвистом пролетели снаряды нашей артиллерии, открывшей заградительный огонь. Танки шли. Всем своим громадным корпусом «тигр» навалился на окоп младшего сержанта Давыдова. Отважный воин успел бросить в него три бутылки. «Тигр» запылал, как свечка... «Тигры» утюжили окопы. Но ни один гвардеец не отступил. Они стояли на месте, били и жгли врага. Минаев, Гарифулин подожгли еще четыре танка. Три подбила артиллерия. Танковая атака была отбита».
Убедившись, что «в лоб» гвардейцев не взять, противник решил обойти их с флангов и тыла. После нескольких безуспешных атак ему это удалось.
Взвод Кармацкого оказался в окружении, однако продолжал удерживать позицию. Лейтенант попытался установить связь с командиром роты, но посланные к нему двое связных не вернулись. В горячке боя Кармацкий не заметил, как отошел назад «сосед» справа, а «соседа» слева у взвода не было.
Видя, что бой идет уже позади, и не имея связи со старшими командирами, Кармацкий принимает самостоятельное решение: собрать оставшихся в живых бойцов, уцелевшие огневые средства и, используя ведущие в тыл обороны ход сообщения и лощины, контратаковать противника и прорвать кольцо окружения.
Контратака удалась. Не ожидавший ее противник разжал кольцо. В районе опорного пункта взвода и перед ним остались десятки вражеских трупов и восемь подбитых танков. Командир роты лейтенант Леонтьев и командир батальона капитан Третьяков были несказанно обрадованы: они уже не надеялись на выход взвода из окружения.
За этот бой лейтенант Кармацкий был награжден орденом Красного Знамени. Награды получили и солдаты взвода.
Так началась его боевая биография. Вскоре Владимир Кармацкий был назначен командиром стрелковой роты. И вот что говорится об этом новом этапе его службы в представлении к званию Героя Советского Союза: «В наступательных боях с 27 августа 1943 года рота лейтенанта В.Д. Кармацкого уничтожила более 200 вражеских солдат и 18 захватила в плен. Несмотря на сильную бомбежку с воздуха, были быстро переправлены через реки Десна и Днепр личный состав и материальная часть, при этом был использован подручный материал.
В середине сентября 1943 года гвардии лейтенант Кармацкий, преследуя противника со своей усиленной ротой, на рассвете коротким, но стремительным и неожиданным ударом разгромил крупный вражеский арьергард, расположившийся на ночь в одном из сел Черниговской области. В этом бою многие гитлеровцы были убиты или ранены, и лишь немногим удалось на машинах, повозках и верхом на конях уйти от возмездия. Были захвачены большой обоз врага с различным военным имуществом, три гаубицы со снарядами, более двадцати лошадей и около двадцати пленных фашистов.
При наступлении на деревню Парищево 26 сентября 1943 года, где были сосредоточены превосходящие сипы противника, В.Д. Кармацкий с ротой зашел в тыл противника. Смелыми и дерзкими действиями своей роты он вызвал панику у противника и стремительным ударом выбил врага из Парищева, овладев важным пунктом на пути переправы через реку Припять. Несмотря на сильный огонь артиллерии, минометов и пулеметов противника, он также быстро и организованно переправил ночью свою роту с материальной частью через реку Припять».
Читая боевую характеристику Кармацкого, нельзя не заметить, что свои победы в боях он одерживал не столько числом, сколько умением, и не столько силой, сколько умом. Так, в упомянутом выше эпизоде с разгромом вражеского арьергарда он располагал силами гораздо меньшими, чем противник. И Кармацкий по докладу своего разведдозора знал об этом. Но уклоняться от боя не стал. Он сосредоточил роту в лесу в 500 метрах от села и приказал приготовиться к атаке тремя группами, повзводно, с трех разных направлений, чтобы создать видимость атаки большими силами и не дать противнику возможности безнаказанно выйти из-под удара.
Кармацкий рассчитывал на внезапность, на то, что застигнутый врасплох враг не только не сможет занять оборону, но и определить силы атакующих. Поэтому решил не ждать подкрепления и обойтись без артиллерийско-минометной поддержки. Расчет командира роты оправдался в полной мере. Враг дорого заплатил за свою беспечность.
В Польше Владимир Кармацкий был тяжело ранен сразу восемью осколками снаряда. Батальон, которым он тогда командовал, вел тяжелый бой в окружении, и эвакуация раненого командира по сплошь простреливаемой местности была непростым делом. Но храбрый и опытный санитар Иван Павлович Савченко сумел-таки вывезти комбата на собачьих нартах, представлявших собой носилки на маленьких колесиках.
В послевоенные годы Кармацкий окончил две военные академии – имени М.В. Фрунзе и дипломатическую. Служил в войсках, работал на ответственных должностях в органах военной разведки, преподавал в Академии имени Фрунзе. Защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом, опубликовал ряд научных трудов. В отставку вышел в звании полковника.
Находясь в отставке, Владимир Дмитриевич написал воспоминания (пока неизданные) о войне, о своем боевом пути на ней. Рукопись изобилует боевыми эпизодами из истории 10-го гвардейского орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого Висленского стрелкового полка, под знаменем которого он прошел с боями от Понырей, что на Курской дуге, до Сандомирского плацдарма, что на Висле.
Многих однополчан Кармацкий в своих мемуарах вспоминал добрым и благодарным словом, с ними Владимир Дмитриевич до конца состоял в переписке.
Его полк оказался в армии Белоруссии. Для натуры Владимира Дмитриевича Кармацкого это стало тяжелой душевной раной. Сам он говорил, что заключение Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии стало для него «слегка успокаивающей повязкой».
Его любимым занятием было чтение книг, особенно исторических и военно-исторических. Многие годы он оставался преданным читателем газет «Красная звезда» и «Российская газета». В людях выше всего ценил честность и порядочность.
Герой Советского Союза гвардии полковник Владимир Дмитриевич Кармацкий награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями. Он – почетный гражданин города Чернобыля.