КОЛОС Иван Андреевич (1925–2007)
Герой Российской Федерации, член Союза писателей РФ
Родился 5 июня 1925 года в деревне Картыничи Картыничского сельсовета Лельчицкого района Мозырского округа Полесской области (ныне – Боровского сельсовета Лельчицкого района Гомельской области). Отец – Колос Андрей Артемович. Мать – Колос Наталья Наумовна. Супруга – Колос Екатерина Петровна. Сыновья: Леонид Иванович Колос. Валентин Иванович Колос.
Иван окончил среднюю школу, затем курсы повышения квалификации педагогов и педагогический техникум. Работал учителем в Лельчицком районе, с 1939 года писал статьи в местных газетах.
С началом Великой Отечественной войны он был призван в РККА, благодаря знанию польского и украинского языков зачислен в команду особого назначения при штабе Западного фронта. Участвовал в оборонительных сражениях на западном направлении летом 1941 года. В августе 1941 года направлен на учебу в Вольское пехотное училище. После окончания учебы в мае 1942 года был назначен начальником штаба стрелкового батальона 107-го стрелкового полка (38-я армия, Юго-Западный фронт). Но там его боевой путь оказался коротким — в июне 1942 года батальон попал в окружение, погибло большинство бойцов.
Чудом выживший Иван Колос пробрался по оккупированной территории в родное село, там создал и возглавил Лельчицкий партизанский отряд. Во главе отряда провел сотни боевых операций, нанес значительный урон войскам противника. За полтора года боев в тылу врага на базе своего отряда создал еще три партизанских отряда, объединенных в Мельчицкую партизанскую бригаду (около 700 бойцов). Бригада сражалась с оккупантами в Полесье, а в декабре 1943 года соединилась с наступающими частями РККА. Однако сам Колос в мае этого же года, после установления постоянной связи с Центральным штабом партизанского движения, был передан в подчинение ГРУ и переориентирован на разведывательную работу.
Осенью 1943 года Колос был отозван в Москву и после короткой подготовки во главе разведгруппы заброшен в немецкий тыл в район Ельск – Мозырь в Белорусской ССР. Там он добывал информацию о передвижении и укреплениях противника в интересах разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта. После выполнения задания через пять месяцев группа была эвакуирована на «Большую землю».
В марте 1944 года Колос снова был заброшен в тыл противника, имея задачу обеспечить командование разведданными накануне Белорусской стратегической наступательной операции. Во главе разведывательной группы он десантировался в Иванецко-Налибокской пуще. Разведгруппа действовала в Барановичах, Молодечно, Лиде, Слониме, Кореличах и других городах и местечках нынешней Гродненской области. После успешного выполнения задания в июле 1944 года группа соединилась со стремительно наступающими советскими войсками.
1 августа 1944 года в Варшаве началось восстание против немецких оккупантов, подготовленное и организованное руководством Армии Крайовой с согласия правительства Польши в эмиграции. Целью восстания было освобождение Варшавы от врага до подхода сил РККА и передача ее под управление польского правительства в эмиграции. Главнокомандующий Армией Крайовой польский генерал дивизии Тадеуш Коморовски (имел прозвище «Бур») располагал в Варшаве несколькими тысячами слабо вооруженных бойцов и почти не имел боеприпасов. Преследуя цели, объективно направленные против Красной Армии, Комаровски полагал, что именно советские войска должны поддерживать восстание. Вопросы связи и координации действий с советским командованием Бур даже не пытался решать. План восстания был полностью авантюристским, что и неудивительно, так как спешное начало восстания связано со стремительным рывком советских войск от Витебска и Орши до Варшавы (свыше 600 километров) за 38 дней, что стало полной неожиданностью и для врагов, и для союзников.
В момент начала восстания советские войска были еще на дальних подступах к Варшаве. Советское руководство в Москве и командование наступающего на Варшаву 1-го Белорусского фронта не были информированы о готовящемся восстании. Конечно, командовавший этим фронтом маршал Советского Союза Рокоссовский планировал удар по Варшаве, но после неслыханного броска вперед с непрерывными тяжелыми кровопролитными боями ему требовались значительные силы. Командование вермахта также прекрасно понимало, что Варшава является главным направлением наступления РККА, не только как первая европейская столица, но и как главный промышленный центр Польши и узел всех коммуникаций, падение которого делает выход советских войск к германским границам вопросом самого ближайшего времени. Поэтому новый командующий германской группой армий «Центр» Модель пытался задержать советское наступление на каждой удобной позиции, а в это время спешно стягивал к Варшаве все силы, какие мог собрать сам и какие слало к нему гитлеровское командование. Там он готовился дать решающий бой и остановить советское наступление на рубеже полноводной Вислы. Не имея никаких сведений о восстании и связи с восставшими, маршал Рокоссовский решил направить в Варшаву офицера штаба фронта, и выбор пал на лейтенанта Ивана Колоса.
План города изучили до каждого отдельного квартала. Не сразу было решено, в какую форму облачить разведчиков – в свою или польскую. Отдали предпочтение своей.
21 сентября 1944 года он вместе с радистом Дмитрием Стенько выпрыгнул с парашютом над ночной Варшавой. Ориентирами были река Висла и вспышки ночного боя внизу. С одной стороны Ивану Андреевичу повезло – он спустился в нескольких сотнях метров от немецких позиций, в районе, который обороняла не часть Армии Крайовой, а формирования Армии Людовой, в составе которой были коммунисты. С другой стороны, на этом везение окончилось – разведчик упал на крышу дома и сломал себе руку, и тут же был контужен разорвавшимся рядом немецким снарядом. Стенько был тяжело ранен, на следующий день получил второе, смертельное, ранение и вскоре умер. Но через несколько дней Колос сумел найти радистку одной из погибших ранее выброшенных разведгрупп и наладил постоянный обмен информацией со штабом фронта.
Вместе с поляками Колос нес тяготы одной из самых героических и трагических страниц польской истории. Пока генерал Комаровски со штабом Армии Крайовой отсиживался в глубоком бункере, плохо вооруженные ополченцы противостояли кадровым немецким дивизиям, поддерживаемым танками и авиацией. Колос координировал по рации действия советских летчиков, сбрасывавших повстанцам вооружение и боеприпасы, передавал в штаб фронта информацию о ходе восстания и о силах противника в районе Варшавы. Он пытался наладить взаимодействие и с Буром; после долгих усилий ему удалось провести две встречи с ним, но обе оказались безрезультатными – ни о каком взаимодействии Бур договариваться не хотел, выдвигая целый ряд предварительных политических условий, в первую очередь – о признании СССР польского эмигрантского правительства.
В августе-сентябре 1944 года германским войскам удалось отбить несколько попыток советских войск с ходу ворваться в Варшаву. Главная ударная сила фронта – 2-я гвардейская танковая армия завязла в тяжелых уличных боях в правобережной части Варшавы – Праге и потеряла там большинство своих танков. 2 октября 1944 года Бур-Комаровски капитулировал перед немецким командованием.
Лейтенант Колос сражался вместе с восставшими с 21 сентября до последнего дня восстания – 2 октября 1944 года, а затем сумел, упаковав собранные материалы в велосипедную шину, с двумя повстанцами пробраться через всю Варшаву по канализационным трубам в Вислу, и переплыть через нее. Вышел в расположение советских войск. После многочисленных отчетов и проверки в органах «СМЕРШ» вся полученная от Колоса информация подтвердилась. О его результатах Военный Совет 1-го Белорусского фронта докладывал непосредственно Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Характер деятельности разведчика Колоса в Польше раскрывает один документ. В сентябре 1944 года член Военного совета 1-го Белорусского фронта Н.А. Булганин писал Верховному Главнокомандующему: «21.9. 1-м Белорусским фронтом для связи с повстанцами в г. Варшаве был сброшен с самолета на парашюте лейтенант Колос Иван Андреевич, кличка «Олег». Лейтенант Колос пробыл в Варшаве с 21.9 по 2.10. При этом посылаю Вам протокол его опроса. В его сообщении освещаются вопросы: установления контакта с польскими повстанцами, плана и хода восстания в Варшаве, отношений к Красной Армии и к Советскому Союзу, отношений между Армией Крайовой и Армией Людовой, получения грузов, сбрасываемых авиацией, деятельности представителей лондонского правительства, подготовки и проведения капитуляции».
В январе 1945 года Иван Андреевич Колос был представлен к званию Героя Советского Союза, но награжден не был. Из-за Варшавского восстания у советского правительства было много неприятностей с союзниками и польским эмигрантским правительством, поэтому вся информация на эту тему (вместе с представлением к званию) оказалась закрытой.
По оценке британского историка Нормана Дэвиса, добытые Колосом сведения не всегда были верными – например, сведения о силах, противостоявших повстанцам (Колос сообщал, что задействованы пять немецких дивизий). Также Колос сообщал, по мнению Дэвиса, безосновательно, что в Варшаве действует британский разведцентр, чья основная задача заключается в нейтрализации советских усилий.
Перед началом Берлинской операции командующий фронтом Георгий Жуков поставил задачу – взять в плен высокопоставленного немецкого офицера, знающего систему обороны врага перед Берлином. Проникнувшая в марте 1945 года в немецкий тыл группа, в которой был и Иван Колос, взяла под наблюдение оживленную автостраду, и через несколько суток в ночной засаде захватила пассажира штабной легковушки. Пленный офицер участвовал в нескольких совещаниях германского командования, посвященных вопросам обороны Берлина, и многое знал.
Иван Андреевич отличился и в ходе самой Берлинской операции. Встретил он победу в Берлине. Лично присутствовал при подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии, бывал в бункере Гитлера.
Капитану Колосу было предложено начать учебу в Военной академии, но он отказался. В 1947 году его уволили из армии.
Иван Андреевич переехал в Белорусскую ССР, продолжал работать по преподавательской специальности, занимался журналистикой. В 1953 году вернулся в Вооруженные Силы СССР, служил в ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, преподавал в специальных учебных заведениях.
В 1985 году Колосу было присвоено воинское звание «полковник». В 1987 году он ушел в отставку по возрасту.
Через многие годы справедливость восторжествовала. Указом Президента Российской Федерации № 2118 от 25 ноября 1994 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов полковнику в отставке Колосу Ивану Андреевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Он жил в поселке Переделкино. Занимался литературным трудом. Основными темами Ивана Андреевича стали Великая Отечественная война и катастрофа на Чернобыльской АЭС. Он стал автором свыше двадцати повестей: «Варшава в огне» (1956), «По заданию «Центра»: записки разведчика» (1989), «В логове Гитлера: рассказы офицера военной разведки» (2004), «За час до рассвета» (2009), «Фронтовые разведчики», «Прыжок в темноту», «Возвращение из ада» и других; рассказов «Черная быль», «Носарик» и других; очерка «Гнездо аиста» (1992); и многих других произведений.
О нем писали: «Писателю-фронтовику не нужно было прибегать к архивным материалам, к расспросам о необходимых подробностях. Его память цепко держала лица необщего выражения, самобытность военных разведчиков и партизан, непредсказуемые повороты их судеб. Его повести литературно схожи с семейной хроникой. Любой боевой коллектив – это одна семья, духовное братство. Отсюда характерная для прозы Ивана Колоса исповедальность».
Он вошел в Союз писателей России, был избран председателем Совета ветеранов писательской организации Москвы.
Живя в Переделкино под Москвой, не прерывал связи с родной Белоруссией, ежегодно бывал там, виделся со своими товарищами по военному прошлому.
Герой Российской Федерации Иван Андреевич Колос награжден медалью «Золотая Звезда» № 97, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией», «Партизану Отечественной войны» I степени, белорусским орденом Франциска Скорины № 94, польским военным знаком отличия «Крест Храбрых», другими наградами.
Отмечен литературными наградами: медалями имени Александра Фадеева, Константина Симонова, Валентина Пикуля, дипломом общественной премии профессионального признания «Лучшие перья России».