ПСТЫГО Иван Иванович (1918–2009)
Герой Советского Союза, маршал авиации
Родился 10 апреля 1918 года в деревне Сухополь Инзерского сельсовета Архангельского района. Отец – Иван Григорьевич, и мать – Евдокия Фоминична, по роду занятий – крестьяне. Сын – Владимир Иванович Пстыго. Дочь – Ольга Ивановна.
Детство было нелегким: в семье росло восемь детей, прокормить их – всегда оставалось главной заботой отца и матери. Все дети начинали трудиться в 8–11 лет.
Учился Иван сначала в школе крестьянской молодежи, позднее в уфимской средней школе № 3. В августе 1936 года по путевке комсомола он поступил в Энгельсское военное авиационное училище летчиков. Окончил его в 1940 году. Назначение получил в 211-й бомбардировочный авиаполк ВВС Одесского военного округа.
Войну Иван Пстыго встретил на полевом аэродроме у реки Днестр в должности командира звена. После сдачи противнику Киева и Харькова в полку осталось всего 11 самолетов. Часть летчиков, в том числе Пстыго, направили переучиваться в Балашов, им предстояло осваивать новый самолет-штурмовик Ил-2.
В конце июля 1942 года 504-й штурмовой авиаполк дислоцировался в 40 километрах северо-западнее Сталинграда на аэродроме станции Конная. Немцы, поняв, что Сталинград с ходу не взять, направили на усиление армии Паулюса 4-ю танковую армию Гота. Где она находилась, в каком районе – было неизвестно. И тогда на поиски головных частей противника послали пятерку штурмовиков под прикрытием одиннадцати истребителей. «Приказ командующего армии – без данных не возвращаться!» – напутствовал Ивана Пстыго командир полка.
В районе Котельникова группу атаковали «мессершмитты». Завязался бой истребителей, так что лететь дальше пришлось без прикрытия. Чем ближе подлетали к месту нахождения врага, тем плотнее становилась перед ними стена разрывов зенитных снарядов. «Район охраняется неспроста», – подумал Иван и повел группу прямо в заградительный огонь... Расчет отказался точным: без всякой маскировки в направлении на Аксай, Абганерово, Плодовитое двигалась колонна танков противника. Отметив на карте место обнаружения врага, ведущий бросил группу штурмовиков в атаку на одну из колонн. «Проутюжив» дорогу эрэсами, бомбами, огнем из пушек, летчики взяли обратный курс.
До двадцати гитлеровских истребителей набросились на наших разведчиков еще вдалеке от аэродрома, на станции Конная. Тогда Иван Пстыго построил штурмовики в «круг» и стал оттягивать их и противника на свою территорию. Этот тактический прием рассчитывался на восьмерку самолетов: тогда каждый задний защищал хвост переднего. Держать же «круг» пятью боевыми машинами было чрезвычайно тяжело. Малейшая ошибка могла оказаться роковой.
Первым не выдержал молодой летчик Семенов. Чуть уменьшил крен, вывалился из «круга», и «мессеры» тут же срезали его машину... Осталось четыре самолета. Потом – три. Наконец, последний ведомый передал: «Иду на вынужденную...» Иван Пстыго один против двадцати дрался, пока держалась машина. А немцы, похоже, решили поиздеваться над Иваном, проверить – так ли уж бесстрашен русский солдат.
Трижды заходил «мессершмитт» в лоб краснозвездному штурмовику. Иван выдержал эти атаки, а на третьей точной очередью из пушек разнес самолет противника в клочья! Всей сворой немцы принялись тогда расстреливать в воздухе подраненную машину. Когда снарядами отсекли лопасть винта, штурмовик затрясло. Из его пробоин текло масло, кабину заполнил едкий дым, летчик едва удерживал свой всегда послушный «ил» в горизонтальном положении, но самолет сближался с землей. Видимо, для счета кто-то из кучи «мессеров» решил добить падающий штурмовик: боялись гитлеровцы эту грозную машину!.. Но судьба распорядилась иначе: уже у самой земли «ил» врезался в линию связи, оборвал провода, а «мессершмитт» грохнулся плоскостью о столб и неподалеку упал.
Приземляясь, Иван Пстыго рассек о приборную доску лоб, потерял сознание и опомнился уже в мчащем его куда-то автомобиле. Рядом были свои – разговаривали по-русски.
– Очухался, орел? – спросил сидящий впереди генерал.
Пстыго представился и попросил доставить его в штаб.
– Туда и везу, – услышал он в ответ. – Я заместитель командующего воздушной армией Руденко...
Всего за войну Иван Иванович Пстыго совершил 164 боевых вылета, нанося сокрушительные удары по живой силе и технике противника.
Командир эскадрильи, начальник воздушно-стрелковой службы штурмовой авиадивизии, авиакорпуса, командир штурмового авиаполка, он бесстрашно бросал свою боевую машину в атаки на Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.
После войны, в 1947 году, И.И. Пстыго окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования командиров частей ВВС, в 1957 – Военную академию Генштаба. Командовал авиационной дивизией, корпусом, воздушной армией. С ноября 1960 до августа 1967 года – командующий ВВС Группы советских войск в Германии.
Все, от солдата до генерала, понимали, что несут службу и живут на территории суверенного государства – Германской Демократической Республики. Ежедневно и ежечасно они находились среди немцев; ездили по их дорогам, летали в воздушном пространстве их страны; стреляли из всех видов оружия и бомбили на полигонах ГДР. Летчики братских стран участвовали во всех масштабных учениях, вместе «отбивали» налеты противника днем и ночью, посещали авиационные коллективы друг друга.
Если взять все вместе: боевое дежурство, отслеживание вероятного противника радиолокаторами, вылеты истребителей на перехват нарушителей, а иногда и наказание их, то слова «мы надежно охраняли передовые рубежи первой в истории Германии рабоче-крестьянской республики» не покажутся дежурной фразой ни для командующего, ни для его армии.
В августе 1967 года Иван Иванович Пстыго назначается заместителем Главкома ВВС СА по боевой подготовке. С конца 1970 года он – заместитель главкома ВВС. С 1977 года –в Центральной инспекции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил СССР. С 1983 года – в Группе генеральных инспекторов МО СССР.
За личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, а также за большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период, освоение сложной боевой техники и в связи с 60-летием со дня рождения заслуженный военный летчик СССР маршал авиации (1975) И.И. Пстыго был удостоен звания Героя Советского Союза (7 апреля 1978 года). Освоил 52 типа самолетов, летал 42 года!
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, семью орденами Красного Знамени, Александра Невского, двумя Отечественной войны I степени, двумя Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, многими медалями и иностранными орденами. Почетный гражданин Волгограда.
Маршал авиации Иван Иванович Пстыго автор книг «Труженики неба», «На боевом курсе», «Жажда неба», многих публикаций в периодической печати – воспоминаний о былом и размышлений о дне грядущем...