ГОЛУБЕВ Василий Фёдорович (1912–2001)
Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук, почетный гражданин поселка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области
Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка (ныне – Волховского района Ленинградской области). Отец – Голубев Фёдор Михеевич (1874–1957). Мать – Голубева Варвара Николаевна (1875–1965). Супруга – Голубева Александра Фёдоровна. Дочь – Ананко Галина Васильевна.
После учебы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолеты. Эта увлеченность и привела его в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Голубев был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского летно-планерного клуба. Спустя год окончил Высшую летную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолетах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.
Опытный и способный летчик, он твердо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году Василий Голубев поступил в Военно-морское авиационное училище в Ейске, причем сразу зачислен на 3-й курс. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.
С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был летчиком-истребителем, начальником парашютно-десантной службы, командиром звена. В октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м гвардейским. Василий Фёдорович и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.
Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолетов на Кронштадтскую военно-морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днем и ночью. Главнейшей задачей морские летчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.
Надежный ведущий, Василий Голубев при встрече с противником стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою. Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с гитлеровскими самолетами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.
Память фронтовика сохранила следующий эпизод. Во второй половине июля 1941 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. В. Голубев получил задание разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел вместе с лейтенантом Зотовым. Когда самолет ведомого был поврежден и потерял скорость, Голубев приказал ему занять место ведущего и на предельно малой высоте следовать курсом на аэродром. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя «мессершмиттами». Прикрывая поврежденный самолет друга, Василий Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки фашистов, но и поджег один «мессер»; остальные истребители ушли. А наша пара благополучно приземлилась на своем аэродроме.
Еще более жаркий воздушный бой разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант В. Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум трехсамолетным звеньям еще два истребителя и таким образом создал две тактические группы по четыре машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.
Патрулируя над станцией, летчики обнаружили приближение большой группы «юнкерсов». Они шли тремя колоннами, по десятку в каждой, под прикрытием 12 «мессершмиттов». Итак, восемь наших И-16 против 42 немецких Ю-88 и Ме-109! Это не смутило Голубева. Надо чем-то ошеломить фашистов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четверкой строем «фронта» на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнем реактивных снарядов и пулеметов наши летчики сразу сбили два Ю-88. Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы В. Голубева, отражая атаки «мессершмиттов», прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши летчики сбили 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.
Бывали и беды. В районе Шлиссельбурга однажды летчики встретились с четырьмя Ме-109. Пришлось применить испытанный прием – идти в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали, отвернули. Но истребитель Голубева был подбит зенитной артиллерией. Летчик еле дотянул до восточного берега Ладожского озера. Самолет приводнился и затонул. Голубев, вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева, Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашел друга!
Памятными для Василия Фёдоровича были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ю-88, Хе-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109 и Ме-109ф. Получалось пятикратное превосходство противника!
В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, фашисты сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.
Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовали три колонны пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. Комэск Василий Голубев предвидел такую атаку и, зная, что «юнкерсы» бомбят, ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько «пиратов», не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки, ушли, не выполнив задания.
Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова – представил к званию Героев Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В.Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.
Почти два года Василий Фёдорович командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых летчиков. Летчики прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолетов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по фашистским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. В послевоенные годы авиаторы КБФ выполняли задачи по охране морских и сухопутных рубежей Родины в зоне Балтийского моря.
С окончанием войны В.Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно-морской академии. Тогда же был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переобучение летного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.
По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968–1970 годах. С 1971 года Василий Голубев являлся старшим преподавателем Военной академии Генерального штаба. И снова – напряженная работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.
В запас генерал-лейтенант авиации уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодежью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны.
Герой Советского Союза Василий Фёдорович Голубев награжден двумя орденами Ленина, семью орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, высшими военными орденами Великобритании – «Орден Британской Империи» 4-го класса и Египта – «За военные заслуги перед Объединенной Арабской Республикой», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», Жукова, «Ветеран Вооруженных Сил СССР» и многими юбилейными.
Василий Голубев являлся почетным гражданином поселка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. Увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг, в их числе «Школа войны», «Второе дыхание», «Крылья крепнут в бою», «Впереди комиссар», «Во имя Ленинграда».
Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза морских авиационных полков Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. В Москве, на доме где жил Василий Голубев, установлена мемориальная доска.