ФЕДОРЧУК Игорь Александрович (1919–2008)
Герой Советского Союза, гвардии полковник
Родился 26 декабря 1919 года в городе Славянске Донецкой области Украины. Отец – Александр Георгиевич (1891–1945). Мать – Анфиса Фёдоровна (1894–1992). Супруга – Валентина Васильевна (1931 г. рожд.). Дочь – Татьяна Игоревна.
В 1929 году десятилетний Игорь с семьей из Ростова-на-Дону переехал в столицу. После окончания средней школы по совету родителей подал документы в Московский кредитно-экономический институт. Вступительные экзамены выдержал успешно, но проучился там недолго. Понял, что экономика – не его призвание.
Игоря манило небо. Поскольку жил он рядом с Центральным аэродромом, то из окна своей квартиры наблюдал за взмывающими в небо крылатыми машинами и, провожая их взглядом, подолгу любовался полетом. Записался в аэроклуб, где увлекся авиамоделированием. Мальчишки с Песчаной улицы, считавшие его своим вожаком, нисколько не удивились, когда однажды узнали, что Игорь бросает учебу в институте и поступает в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов. Сказал – сделал.
Время учебы пролетело незаметно. Выпуск в школе состоялся в июле 1941 года, когда уже рядом грохотала война. Федорчук как следует изучил авиационную технику, овладел боевым самолетом и тактикой воздушного боя. Особенно ему удавались фигуры высшего пилотажа. Он ни разу не сорвался в штопор, а во время специальных тренировок легко выходил из него.
Душа рвалась на фронт, но до поры до времени приходилось быть в тылу, в запасном полку под Вологдой и переучиваться с И-16 – «ишачка», как его называли в школе, на поступивший от союзников английский истребитель «харрикейн».
В марте 1942 года Игорь Федорчук, наконец, попал на фронт. Но ему не повезло. Ему достался уже устаревший «харрикейн», уступавший в скорости немецкому «мессершмитту». Да и бои на этом направлении не отличались особой активностью ни на земле, ни в воздухе. Было с десяток боевых вылетов, но не было настоящего боя, в котором можно один на один помериться с врагом силой. Игорю снова пришлось ожидать своего часа. И вскоре он настал.
436-й истребительный авиационный полк, в котором служил Федорчук, в июле 1942 года перебросили с Калининского на Юго-Западный фронт. Противник, прорвав оборону наших войск, устремился к Волге. Его авиация господствовала в воздухе. В небе над Сталинградом Федорчук впервые встретился лицом к лицу с неприятелем.
Увлекшись погоней за бомбардировщиком, он не заметил два «мессершмитта». Свалились они на него внезапно, из-за облаков. Противник имел преимущество в скорости и в высоте. С земли видели, как «харрикейн» вдруг круто спикировал. Казалось, вот-вот он врежется в землю. Возможно, фашистские летчики так и решили, а потому начали отворачивать в сторону. Но когда Игорь у самой земли вывел самолет из пике и на бреющем стал уходить, «мессеры» вновь начали преследование. Однако драгоценные секунды были ими потеряны. Федорчук успел быстро развернуться и тут же устремился навстречу преследователям. Те явно не ожидали такого. В то время как они сосредоточили внимание на том, чтобы не врезаться в землю, Игорь на низкой высоте сумел поймать одного из «мессеров» в перекрестие прицела. И тут же нажал на гашетку. «Харрикейн» и «мессеры» чуть ли не впритирку промчались на встречных курсах. Федорчук впервые увидел так близко лицо врага в желтом шлемофоне. А когда обернулся, то увидел, что один из «мессеров», ведомый, охвачен пламенем и клубами черного дыма. Это была первая его победа в воздушном бою, первый сбитый им вражеский самолет. Через несколько дней к ним прибавятся еще три. А за первый сбитый фашистский самолет сержант Федорчук получил медаль «За отвагу».
Затем последовали бои на Северо-Западном фронте. В небе Демянска два боевых вылета завершились встречей с врагом. Две встречи – и два сбитых самолета. К тому времени полк стал именоваться гвардейским, а гвардии младший лейтенант Федорчук был назначен командиром звена. Теперь он водил в бой четверку истребителей.
В июле 1943 года 67-й гвардейский истребительный авиационный полк был снова переброшен, на этот раз под Курск, где разворачивалась грандиозная битва. И здесь звено Федорчука показало, на что способно. Как-то, возвращаясь с боевого задания на аэродром, гвардейцы увидели в небе группу новейших фашистских истребителей – «Фокке-Вульф-190». Командир решил атаковать. Набрав высоту, Игорь сверху навалился на «фоккера». Его надежно прикрыл ведомый младший лейтенант Левко. Первым же залпом Федорчук сбил вражеский самолет. Всего в воздушном бою его четверка уничтожила пять «фокке-вульфов». А на другой день командир звена в бою сбил еще два самолета. На фюзеляже его истребителя появились три новые звездочки. А всего их будет – 15.
...Случилось это под Брянском. Вражеские самолеты И. Федорчук обнаружил, когда те были уже невдалеке от позиций наших войск. Вот от одного из них отделилась первая бомба. Бесстрашно прорвавшись сквозь строй истребителей прикрытия, Игорь звеном яростно атаковал группу бомбардировщиков. Когда обломки одного из сбитых им Ю-88 догорали на земле, а другой задымился в воздухе, его самолет неожиданно атаковали вражеские истребители. Ведомый Левко тоже был атакован и связан воздушным боем. В кабине командира звена вдруг что-то ухнуло, и машина стала терять управление. И тут летчик почувствовал нестерпимую боль в ноге, потом во всем теле. Но, несмотря на это, он пытался спасти самолет. Однако машина не слушалась и неудержимо неслась к земле. Не имея сил выбраться из кабины, в отчаянии Игорь дернул за кольцо парашюта, но это ему не помогло. Тогда осенило: покинуть самолет ему не позволяют привязные ремни. Он раскрыл замок, ремни отстегнулись, и он выбрался на крыло. Парашют змейкой рванулся назад и запутался в хвостовом оперении. До последнего момента пилот, вцепившись руками в крыло, ждал, когда купол парашюта наполнится воздухом. Удача оказалась на его стороне, и он плавно опустился на землю...
Летчика с перебитой ногой подобрали санитары, поместили сначала в полевой госпиталь, где ему сделали операцию, а затем самолетом доставили в Липецк, а позднее в Москву. Здесь Федорчука лечили опытные врачи. Главный военный хирург госпиталя сделал еще несколько операций на ноге, ее положили в гипс. Долго Игорь лежал с поднятой вверх ногой, потом стал учиться ходить на костылях...
Всего И.А. Федорчук совершил 136 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 16 самолетов противника, из них восемь бомбардировщиков.
4 февраля 1944 года в газете «Правда» опубликовали Указ о присвоении звания Героя Советского Союза наиболее отличившимся в боях воинам. Среди удостоенных высокого звания Героя был и командир звена истребителей гвардии старший лейтенант Игорь Федорчук...
Эта неожиданная радость ошеломила тяжело раненого летчика. Газета лежала на одеяле, Игорь закрыл глаза и долго не мог унять волнение. С закрытыми глазами он видел свою жизнь, свою судьбу и был счастлив, несмотря на то, что лежал на госпитальной койке, а рядом стояли костыли. И было ему тогда 24 года.
В один прекрасный день Игорю сказали, что он поедет в Кремль. Летчик надел в военную форму и на костылях спустился по лестнице к подъезду, где его ждала санитарная машина. Она привезла летчика на Красную площадь. Федорчук на костылях пересек ее по брусчатке, подошел к Спасским воротам, предъявил документы, и его пропустили в Кремль.
Так, на госпитальных костылях герой-летчик шел по Кремлю, вошел в Большой Кремлевский Дворец, поднялся по лестнице и вошел в ярко освещенный Георгиевский зал. Там уже собрались несколько десятков фронтовиков. В назначенное время в зал пришли работники Президиума Верховного Совета СССР, и началось торжественное вручение наград. Когда очередь дошла до Федорчука, то он на костылях пошел к вручающим награды. Присутствующие громко аплодировали летчику. Отто Куусинен вручил ему орден Ленина, Золотую Звезду и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР в большой красной папке, пожал руку и тепло поздравил с присвоением звания Героя Советского Союза.
Окрыленным вышел Игорь Александрович из Кремля. На Красной площади его ждала та же «санитарка». Она и доставила Игоря обратно в госпиталь. Там уже знали, куда и зачем ездил раненый летчик, – его шумно и радостно приветствовали и поздравляли все, кто мог ходить...
Госпитальная жизнь продолжалась. В конце концов И.А. Федорчука выписали, но военно-врачебная комиссия признала военного летчика по состоянию здоровья не пригодным к полетам. Игоря комиссовали, списали с летной работы. Это был для него тяжелый приговор. Но настойчивые просьбы летчика учли: его направили на учебу в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Это была еще одна трудная победа. После длительного перерыва он снова сел за штурвал крылатой машины, вновь оказался в кабине боевого истребителя. За летную практику И.А. Федорчук заслужил отличную оценку.
После окончания академии его направили в Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС. С июля 1951 И.А. Федорчук – помощник ведущего инженера, а с июня 1954 года – ведущий инженер-испытатель 1-го отделения отдела летных испытаний бомбардировочных и транспортных самолетов Управления испытаний самолетов НИИ ВВС СА.
С мая 1955 года он работал старшим инженером-инспектором по истребителям-перехватчикам отдела опытного вооружения и войсковых испытаний истребительной авиации ПВО страны.
В мае 1960 года Игорь Александрович занял должность старшего научного сотрудника военно-исторической группы военно-научного отдела Главного штаба Ракетных войск. В январе 1970 года был назначен начальником военно-исторической группы военно-научного и редакционно-издательского отдела Главного штаба Ракетных войск.
После увольнения в запас в звании полковника в августе 1973 года И.А. Федорчук работал ведущим инженером во Всесоюзном НИИ оптических и физических измерений, затем в ОКБ имени А.С. Яковлева, где трудился инженером-конструктором (1974–1983) и ведущим инженером в бригаде надежности (1983–1993).
Герой Советского Союза Игорь Александрович Федорчук награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.