ЛАРИКОВ Егор Григорьевич (1923–2000)
Герой Советского Союза, полковник
Родился 20 апреля 1923 года в селе Дроновка Грайворонского района Курской области (ныне Белгородской). Отец – Лариков Григорий Егорович (1894–1956), мать – Ларикова Анастасия Никитична (1894–1972). Супруга – Ларикова Валентина Михайловна (1926 г. рожд.). Дочери: Ларикова Лариса Егоровна, Ларикова Елена Егоровна.
Крестьянская семья Лариковых, в которой было пятеро детей, обыкновенная для русского села 1920–1930-х годов, жила очень бедно. Отец и мать часто уходили в город на заработки, а ребята оставались в детском доме. Этим они были спасены от нищеты и голодной смерти.
Егор, когда подрос, поступил в фабрично-заводское училище, стал рабочим-строителем. Когда началась Великая Отечественная война, 17-летний парень добровольно вступил в ряды защитников Родины. В 1941 году райвоенкомат направил его на учебу в Махачкалинское военно-пехотное училище. Учился он прилежно, с крестьянской основательностью, стремясь получше овладеть военным делом. Особенно нажимал на практическое использование стрелкового оружия, зная, что скоро направится на фронт воевать против сильного и коварного врага.
Выпускникам училища после ускоренного обучения присваивали звание младшего лейтенанта. А Егор, получивший диплом с отличием, стал лейтенантом. В марте 1942 года его назначили командиром взвода 83-й отдельной стрелковой морской бригады. А она к этому времени уже получила боевое крещение, участвуя в самой крупной за всю войну – Керченско-Феодосийской десантной операции 1941–1942 годов. После высадки на Крымском полуострове развернулись тяжелые бои. Наши воины самоотверженно били оккупантов, проявляя массовый героизм. Когда войскам был дан приказ к отходу на Таманский полуостров, морские пехотинцы прикрыли их и облегчили посадку на катера с минимальными потерями. Нарком Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов в своей книге «На флотах боевая тревога» отмечал: «Особого восхищения заслуживает 83-я стрелковая морская бригада. Ее батальоны были передовыми отрядами при высадке 51-й армии в Керчи, у мыса Хрони и в других местах». И хотя в Крыму бригада понесла большие потери, вскоре, в Чапаевском лагере под Новороссийском, она пополнилась, получила новое вооружение. В те дни велась усиленная боевая подготовка. И новому командиру взвода пришлось много поработать, обучая воинов маскироваться, метко стрелять, окапываться, отрывая траншеи полного профиля.
Бойцы в морских тельняшках поняли смысл усиленной подготовки и тренировок в первом же бою. В ночь на 7 февраля 1943 года взвод Ларикова и другие подразделения бригады высадились в районе населенного пункта Станичка, что под Новороссийском. В другом месте – в районе Мысхако плацдарм захватил отряд майора Цезаря Куникова. Фашисты не ожидали такой дерзкой высадки и поначалу бежали. Взвод моряков захватил солидные трофеи: автомашины, тягачи, продовольственный и медицинский склады, две батареи, боеприпасы.
Опомнившись, фашисты несколько раз пытались отвоевать захваченный моряками участок, но все их атаки были отбиты. Когда высадилась вся бригада, командир роты капитан Дмитрий Мартынов, оценив действия взвода, сказал: «Ну, Лариков, ты молодец. Буду представлять к званию Героя!»
Награда была, но иная – орден Красного Знамени. Кстати, Егор Лариков был первым офицером бригады, получившим такую высокую боевую награду.
Бои на образовавшейся и ставшей знаменитой Малой земле были ожесточенные. Но как ни рвались вперед фашисты, наши войска удержали плацдарм. Этот плацдарм сыграл важную роль в обороне Кавказа. Морские пехотинцы, в том числе и взвод Е. Ларикова, участвовали в освобождении от оккупантов Анапы, Тамани, косы Тузла. На всю жизнь остались в памяти Егора Григорьевич и бои за Керчь, Севастополь. Он гордился тем, что внес свой вклад в возвращение Родине Крымского полуострова. Действия тогда развивались решительно и быстро. Бой за Севастополь шел пять дней, а фашистские войска топтались у стен города русской славы 250 дней.
83-я морская бригада вошла в состав возрожденной Дунайской флотилии. Она вместе с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов участвовала в боях за освобождение от фашизма Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. В этом историческом освободительном походе первой была Ясско-Кишиневская операция, а для моряков – десант на обширном Днестровском лимане. Это был один из самых крупных десантов за всю войну. Около 500 больших и малых судов высадили морских пехотинцев на западный берег лимана.
Старший лейтенант Е. Лариков тогда уже командовал ротой. Она была высажена севернее Аккермана (ныне Белгород-Днестровский). Получившие хороший опыт в боях на Кавказе и в Крыму, морские пехотинцы и их командир штурмом овладели рядом деревень, а затем и городом. На захваченный плацдарм, как и на Малой земле, катера перебросили группу войск. Успех этой акции обеспечило четкое взаимодействие морских и сухопутных частей при поддержке авиации и артиллерии. Командование 83-й морской бригады, в том числе и старший лейтенант Е. Лариков, стремились придерживаться такой тактики и в последующих боях на Дунае.
При помощи морских пехотинцев были заняты Болград, Жебряны, Вилково, Сулина, Измаил, а также Черноводы, Констанца. И всюду достойно отличалась рота, которой командовал Егор Лариков. Но особенно запал в его душу морской десант в Варну и Бургас, где никто не стрелял и были теплые, сердечные встречи с братьями-болгарами.
На югославской земле плечом к плечу с нашими воинами храбро действовали солдаты армии маршала И.Б. Тито и партизаны. Так было и в боях за Вуковар в начале декабря 1944 года. Город находился в 37 километрах от линии фронта. Катера скрытно прошли по Дунаю, внезапно высадили батальон морской пехоты Мартынова, в том числе роту Ларикова, в тыл врага. Моряки перехватили главную шоссейную дорогу, идущую вдоль реки, и таким образом блокировали отход основных сил противника.
Впереди шли танки. Командир роты нацелил своих бойцов на поражение впереди идущих бронированных машин. Всего в той драматической схватке с врагом морские пехотинцы подбили 29 немецких танков. Сорвав движение вражеской колонны, моряки ворвались в Вуковар. Выбивали оккупантов из домов и подвалов. Впотьмах наткнулись на два стоявших танка. К ним уже спешили разбуженные выстрелами члены экипажей. Первым это заметил старший лейтенант. Автоматной очередью он скосил экипаж ближнего танка. Во вторую машину успели заскочить танкисты, правда, не закрыв люк. Их пушка сделала первый выстрел. Осколком снаряда ранило Ларикова. Но ему хватило сил подбежать ближе и бросить «лимонку» в открытый люк.
Обе «пантеры» стали боевым трофеем роты. За мужество и отвагу, проявленные в районе Вуковара, получили звание Героя Советского Союза командир батальона Д. Мартынов, командир роты Е. Лариков, старшина 1-й статьи Г. Агафонов, матрос-пулеметчик В. Мурадов.
В медсанбате из тела Ларикова врачи вынули несколько осколков, но он согласился оставить семь мелких, застрявших в спине и в шее, – до лучших времен. Так они и сидели в теле до конца жизни. А выздоровел он быстро, ведь ему еще не было и 20 лет. И хотелось поскорее в свою роту, которая в январе 1945 года уже штурмовала Буду – правобережную часть венгерской столицы. Рота занимала позиции вдоль железнодорожной насыпи, насыщенной огневыми точками противника. Бой был напряженным, но наши воины выстояли и победили.
Правда, в роте все оказались ранеными, в том числе и Егор Лариков – тяжело в ногу. Долго лечился, перенес несколько операций. Остался в строю.
После войны он служил командиром роты, был офицером для поручений заместителя начальника Генерального штаба по Военно-Морскому Флоту. А после окончания Военной академии имени М.В. Фрунзе стал старшим офицером Главного штаба ВМФ. С 1956 по 1962 год служил на различных должностях в Группе советских войск в Германии, в том числе был командиром полка. Там, в ГДР, оставил добрый след, налаживая тесные контакты с Национальной народной армией и с местным населением. Затем успешно работал в штабе Гражданской обороны страны.
В запас Герой Советского Союза Егор Лариков ушел в звании полковника. Работал инженером, заместителем начальника ведущего отдела во Всесоюзном научно-исследовательском институте оптико-физических измерений. Здесь внес немало предложений по улучшению технологии и сложных процессов.
Самым большим своим увлечением Егора Григорьевича был автоспорт. Он любил туризм и музыку – классическую и современную. Близка была ему и поэзия. Писал стихи и сам, посвящая их боевым побратимам – морским пехотинцам.
Герой Советского Союза Егор Григорьевич Лариков награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Кавказа», многими другими наградами.
В 2013 году в родном селе Егора Ларикова Дроновка ему был установлен памятник.