КУРИЛКО-РЮМИН Михаил Михайлович (1923–2012)
Народный художник России, академик Российской академии художеств, заслуженный художник РСФСР, заслуженный художник Северной Осетии, профессор
Родился 8 февраля 1923 года в Петрограде. Отец – Курилко Михаил Иванович (1880–1969). Мать – Рюмина Вера Николаевна (1889 г. рожд.). Супруга – Курилко-Рюмина Маргарита Пантелеймоновна (1934 г. рожд.). Сын – Курилко-Рюмин Михаил Михайлович. Дочь – Курилко-Рюмина Мария Михайловна.
Михаил Иванович Курилко был знаменитым художником, сценографом, профессором Санкт-Петербургской академии художеств, главным художником Большого театра, руководителем театральной мастерской в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Отец и мать – страстные театралы – уже с детства невольно определили будущие театральные пристрастия сына. Попав впервые за кулисы спектакля «Майская ночь» в оформлении отца и постановке Станиславского, Михаил был ошеломлен всем увиденным. Оказалось, что есть особый мир, резко отличающийся от всего знакомого доселе: ярко-розовые красивые ноги русалок, их преувеличенно загримированные лица, подчеркнуто условные одежды парубков, множившиеся в зеркалах. Этот мир тянул, как магнит.
На фронт после начала войны Михаил попал буквально со школьной скамьи. 3 июля он записался добровольцем и после двухнедельной учебы в лагере под Тамбовом в составе 64-й стрелковой дивизии был направлен на Западный фронт, в Смоленские леса. Дивизия в тяжелых сражениях одна из первых получила звание гвардейской.
После пополнения и присвоения нового звания – 7-й гвардейской – дивизию вновь отправили на передовую. А 5 октября в бою под Курском Михаил Курилко-Рюмин получил тяжелое ранение в правую руку и ногу. Потом были долгие месяцы лечения в госпиталях Воронежа и Фрунзе, медкомиссия, ампутация руки, демобилизация.
Михаил остался в столице Киргизии, где до конца войны проработал художником Киргизского театра оперы и балета. Там в далекой эвакуации, было много интереснейших мастеров театра, музыки, балета. Работая в театре, он получил первую школу у первоклассных художников В. Селиванова (из МХАТа), Т. Дьяковой (из Большого театра), Т. Серебряковой (дочери знаменитой художницы), И. Элияссон (из МХАТа). Они-то и дали фронтовику первые уроки мастерства. Здесь же, в театре, он осуществил свои первые самостоятельные спектакли – оперу «Чио-Чио-Сан» и комедию «Ревизор».
В 1945 году Михаил Курилко-Рюмин уехал в Москву учиться на театрального художника во Всесоюзный институт кинематографии, где его учителями были замечательные мастера Ф. Белогородский, Ю. Пименов, Г. Щегаль, Б. Дубровский-Эшке.
Первой самостоятельной работой Курилко-Рюмина в Москве стал спектакль «Горе от ума» (1952) в постановке знаменитого режиссера Кнебель. Успех этого и других спектаклей, которые оформлял молодой художник, повлиял на решение Ермоловского театра пригласить его заново оформить знаменитый спектакль «Пушкин». Встречи с А. Лобановым, В. Якутом – незабываемым Пушкиным, молодым В. Андреевым придали дополнительный импульс творчеству художника.
Его стали приглашать многие известные режиссеры, и работать ему пришлось во многих городах СССР, России и зарубежных стран. Почти за полвека работы в театре М. Курилко-Рюмин оформил более 200 спектаклей в театрах Алма-Аты, Астрахани, Будапешта, Днепропетровска, Донецка, Каунаса, Москвы, Праги, Саратова, Свердловска, Уфы, Фрунзе. Среди них и серьезные драматические произведения, и оперные представления, и легкомысленные музыкальные комедии: «Пушкин» А. Глобы (реж. А. Лобанов, В. Комиссаржевский, 1954, театр имени Ермоловой), «В поисках радости» В. Розова (реж. А. Эфрос, 1957, ЦДТ), «Иван Рыбаков» В. Гусева (Б. Равенских, 1957, Малый театр), «Безымянная звезда» М. Себастьяна (реж. М. Кнебель, 1957, МХАТ), «Живой труп» Л. Толстого (реж. Г. Конский, 1961, Будапешт), «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. Де Филиппо (1964), «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера (реж. А. Шатрин, 1965), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (реж. А. Шатрин, 1966, Минск), «Табачный капитан» А. Щербачева (реж. В. Курочкин, 1969, Свердловск), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (реж. В. Аджемян, 1970), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (реж. А. Мамбетов, 1982, Алма-Ата), «Овод» Антонио Спадавеккиа (реж. В. Чайка, 1986, Днепропетровск), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (реж. В. Чайка, 1990), «Дилижанс из Руана» и «Свадьба с генералом» Б. Птичкина (реж. В. Курочкин, Свердловск), «Сотворившая чудо» У. Гиббсона (реж. Ю. Ошеров, 1990, Саратов), «Лавка древностей» Ч. Диккенса (реж. Ю. Киселев, 1990, Саратов), «Риголетто» Дж. Верди (реж. Б. Рубашкин, 1993, Омск), «Отелло» У. Шекспира (реж. В. Демин, 1996, Владикавказ) и многие другие. Среди его киноработ знаменит фильм «Шумный день», снятый в 1960 году режиссером А. Эфросом по пьесе В. Розова.
Помимо работы в театре М.М. Курилко-Рюмин долгие годы вел преподавательскую деятельность. С 1951 по 1962 год он работал старшим преподавателем во ВГИКе, а с 1962 года – сначала доцентом, а затем профессором, руководителем театральной мастерской и заведующим кафедрой живописи в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.
С 1954 года М.М. Курилко-Рюмин – член Московской организации Союза художников СССР, постоянно участвовал в художественных выставках в стране и за рубежом, вел общественную деятельность. В 1982–1988 годах он являлся секретарем правления Союза художников СССР. В 1988 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, академиком-секретарем президиума Академии. Затем он был главным ученым секретарем президиума (1992), стал действительным членом Российской Академии художеств (1995).
Он автор многочисленных публикаций в журналах, сборниках, газетах. В течение ряда лет был членом редколлегии журнала «Балет» и членом редсовета журнала «Академия». До последних дней М.М. Курилко-Рюмин являлся председателем попечительского совета Фонда имени А. Райкина, членом правления Центрального Дома работников искусств.
Всю жизнь он имел хобби – коллекционировал предметы русского быта XVII–XVIII веков.
М.М. Курилко-Рюмин – народный художник России, заслуженный художник РСФСР, заслуженный художник Северной Осетии, академик Академии гуманитарных наук, Академии художеств Киргизии и Международной Академии авторизированного образования.
Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Отечественной войны I степени, «Серебряного орла», многими медалями. За участие в воссоздании Храма Христа Спасителя награжден орденом Сергея Радонежского. Отмечен золотой медалью РАХ за эскизы к опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Скончался 16 марта 2012 года.