КОВАЧЕВИЧ Аркадий Фёдорович (1919–2010)
Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, почетный гражданин Щелковского района Московской области
Родился 3 мая 1919 года в поселке Черногория (ныне – черта города Ново-Миргород Кировоградской области (Украина). Отец – Федор Саввич. Мать – Варвара Михайловна (1894–1973). Супруга – Надежда Александровна (1924 г. рожд.). Дочь – Татьяна Аркадьевна. Сын – Андрей Аркадьевич Ковачевич.
Фёдор Саввич был служащим, Надежда Александровна преподавала в сельской школе. Поэтому Аркадий мечтал стать механизатором и три года проучился в техникуме механизации сельского хозяйства. Но вскоре он узнал о создании аэроклуба и поступил туда на учебу; страстно увлекся авиацией, которая стала для него и мечтой, и любовью.
После обучения в аэроклубе в декабре 1937 года Ковачевич был призван на службу в РККА. Затем по комсомольской путевке он поехал в Одесскую военную школу летчиков. В 1938 году успешно завершил учебу, освоив самолет И-16, научившись летать на нем днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Наконец Аркадий Ковачевич становится летчиком 27-го истребительного авиационного полка. Там он настойчиво совершенствовал свое боевое мастерство. Успехи молодого пилота не остались незамеченными: его назначили заместителем командира авиационной эскадрильи.
В те предвоенные годы шло активное перевооружение: поступали новые типы самолетов – МиГ-1, МиГ-3. Ковачевич успешно их осваивал.
С началом войны 27-й истребительный авиационный полк участвует в битве за Москву, в воздушных схватках с противником в составе авиационных частей Брянского фронта, в Сталинградском сражении.
В декабре 1942 года старшего лейтенанта Ковачевича перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк на должность командира эскадрильи. Эскадрилья вскоре стала одной из лучших по мастерству в истребительной авиации. А ее командир Аркадий Ковачевич был заслуженно признан мастером воздушного боя.
Путь к мастерству был нелегок. Первый самолет противника молодой летчик сбил при защите столицы. Затем последовали другие.
«Надо Ржевом, – вспоминал Аркадий Фёдорович, – при сопровождении бомбардировщиков истребители прикрытия нашей эскадрильи схлестнулись в жаркой схватке с истребителями Ме-109. Бой шел в несколько ярусов. МиГ-3 и Ме-109 то камнем падали вниз, то вертикально взлетали вверх. Удалось сбить одного из «мессеров». И тогда фашисты не выдержали, стали уклоняться от боя, а вскоре и вовсе удалились».
Стал памятен летчику и воздушный бой над Донбассом. Действовала восьмерка во главе с командиром эскадрильи капитаном Ковачевичем. Они атаковали «юнкерсы», которые, построившись «каруселью», бомбили наши войска. Аркадий Фёдорович – ведущий восьмерки – прибавил газу, набрал высоту и, выбрав мгновенье, устремился к «юнкерсам». Он был уверен: его ведомые не отстанут, каждый знает свое место и свой маневр.
Вот строй вражеских бомбардировщиков нарушился, последовал взрыв прошитого пулеметной очередью одного из «юнкерсов». Вражеские самолеты торопливо покинули поле боя.
В августе 1943 года полк перевооружился на «кобры». Капитан Ковачевич одним из первых испытал в бою этот заокеанский истребитель, сразу же сбив Ме-109 и Ю-87. А через несколько дней в долгой изматывающей дуэли на высоте более 8 тысяч метров он сбил и «Хейнкель-111».
Однако в начале октября 1943 года в воздушном бою над Мелитополем его самолет попал под удар немецкого истребителя. Противник атаковал внезапно, снизу. Аркадию Фёдоровичу удалось с парашютом приземлиться. Всего спустя два дня он поднял в воздух другую боевую машину. Врачи настаивали на госпитализации, но летчик заявил: «Я остаюсь в строю. Обстановка быстрее меня излечит».
Командование 8-й воздушной армии решило на базе 9-го гвардейского истребительного авиаполка создать полк асов. Его командиром назначается Герой Советского Союза майор Л.Л. Шестаков. Условия отбора в полк были жесткие: 10 сбитых самолетов противника, хорошая огневая подготовка.
Как опытный авиационный командир и мастер воздушного боя, сбивший к этому времени 11 самолетов противника, Аркадий Ковачевич был в этом полку назначен командиром эскадрильи. И здесь ему сопутствовала удача. Уже в первом бою летчики полка сбили шесть «мессершмиттов». А в очередном вылете восьмерка, ведомая Ковачевичем, встретив 30 «юнкерсов», сбила 16 из них. Это была крупная победа. Когда восьмерка Ковачевича традиционно пронеслась над окопами нашей пехоты, вверх взлетели солдатские шапки...
Летчики полка асов покрасили капоты своих самолетов красной краской. Вскоре им не раз доводилось слышать, как немецкие летчики нервно передавали по радио: «Ахтунг, ахтунг! В воздухе красноносые!»
Полк асов набирал силу. В коллективе установилась атмосфера боевого задора и соперничества. К концу войны четверо пилотов полка стали дважды Героями Советского Союза, 24 – получили звание Героя Советского Союза. Кстати, Аркадий Фёдорович Ковачевич получил звание героя одним из первых, в мае 1943 года.
Позже он вспоминал: «Нам, летчикам, героя давали в трех случаях: посмертно, за какой-то чрезвычайный поступок, например, таран, или по совокупности. У меня было 15 сбитых самолетов. К тому же я уже имел много орденов».
Еще шла война, а майора Ковачевича направили на учебу в Военно-воздушную командную академию. В 1948 году он окончил учебу с золотой медалью и был назначен командиром авиаполка, где шло переучивание летчиков на новые реактивные самолеты: Як-15, Як-17, МиГ-3, Ла-15.
В 1954 году Ковачевич поступил в Военную академию Генерального штаба. Ее он тоже окончил с золотой медалью. С 1957 года по 1966 год он – начальник штаба воздушной армии. В 1967 году генерал-майор авиации Ковачевич вернулся в Военно-воздушную академию, где семь лет руководил кафедрой управления. В 1974 году он стал заместителем начальника Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Ему было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.
Из Вооруженных Сил Аркадий Фёдорович уволился в 1987 году. Но его знания, авторитет, мудрость генерала Ковачевича оказались востребованы и боевыми ветеранами, и слушателями академии, и школьниками. Многие годы он работал в Щелковском районном Совете ветеранов; именно он зажег Вечный огонь мемориала защитников Отечества от Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата. Аркадий Фёдорович возглавлял монинский клуб «Авиатор», главной целью которого были военно-патриотическое воспитание молодежи, передача новому поколению слушателей Военно-воздушной академии бесценного опыта.
Его супруга Надежда Александровна работала в области культуры.
Герой Советского Союза Аркадий Фёдорович Ковачевич награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда» и другими. Он был избран почетным гражданином Щелковского района Московской области.
…На похоронах Аркадия Фёдоровича Ковачевича глава городского поселения Монино Юрий Крюков сказал: «Дорогие друзья! Мы хороним самого авторитетного и всеми любимого монинца – Аркадия Фёдоровича Ковачевича. Для всех нас это потеря. При его жизни можно было не перечислять его регалий и наград, достаточно было только сказать: «Аркадий Фёдорович Ковачевич», – и все вопросы снимались разом. Мы шли за советом к самому авторитетному человеку и генералу. Аркадий Фёдорович Фёдорович много лет не видел белого света, но внутренним зрением умел отличать правду от лжи. Я спрашивал его: «Откуда вы, Аркадий Фёдорович, силы берете? У молодых и здоровых и то порой руки опускаются». Он отвечал: «Ко мне приходят люди, разговаривают со мной. Со мной мои близкие, моя страна, моя память… Все это помогает мне жить и не терять ощущения, что я – человек».