Команда Симонова
Здесь приводятся биографии главных действующих лиц – команды М.П. Симонова: конструкторов, лётчиков, инженеров, специалистов тех, кто значительную часть своей творческой жизни работал под непосредственным руководством главного героя книги, создавая лучшую в мире авиатехнику.
Аверьянов Вячеслав Юрьевич
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ
Родился 15 сентября 1959 года в городе Белорецке Башкирской АССР. В 1980 году, после окончания Ейского высшего военного авиационного училища летчиков, пять лет проработал там лётчиком-инструктором. В 1985 году поступил в Школу лётчиков-испытателей МАП CCCР, после окончания которой был направлен лётчиком-испытателем 3-го класса на авиационный завод в город Комсомольск-на-Амуре. За время лётной работы освоил 14 типов самолётов.
С 1989 по 2007 год – лётчик-испытатель 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого». Проводил испытания самолётов Су -17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-35; ведущий лётчик-испытатель сверхманевренного истребителя Су- 30МК, имеющего принципиально новую систему управления самолётом и двигатели с изменяемым вектором тяги. Совместно с ведущими аэродинамиками ОКБ разработал методику управления данным типом самолёта, позволяющую выполнять уникальные фигуры высшего пилотажа на околонулевых скоростях и применять новые эффективные приёмы ближнего воздушного боя, которые не может повторить ни один существующий в настоящее время истребитель. С 2007 года – руководитель летной службы – вице-президент ОАО «Корпорация “Иркут”» – лётчик-испытатель.
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ. Награждён орденом Мужества.
Авраменко Владимир Николаевич
Лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства Российской Федерации, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени
Родился 31 августа 1930 года в городе Белая Церковь, УССР. После окончания в 1953 году Харьковского авиационного института начал работать на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе № 126 МАП CCCР.
Прошёл большой профессиональный путь от должности мастера крыльевого цеха до директора завода (1973–1988), немало сделав для совершенствования производственной структуры. В это время завод осваивал Су- 17 – самолёт с изменяемой геометрией крыла, а в дальнейшем и его модификации – Су- 17М, Су -17М2, Су- 17М3, Су- М4, Су- 20, Су- 22М. Заводу, как одному из лучших предприятий в отрасли, было поручено серийное производство самого современного самолёта, разработанного в ОКБ Сухого, – Су -27, а затем и Су -33.
В 1988 году переведён в Москву главным инженером Машиностроительного завода имени П.О. Сухого, затем назначен на должность директора АНПК «ОКБ Сухого».
С 1995 года – первый заместитель генерального директора – исполнительный директор АООТ «ОКБ Сухого», а с 1999 года – заместитель генерального директора по общим вопросам ОАО «ОКБ Сухого».
С 2000 года – председатель совета старейшин ОАО «ОКБ Сухого».
Лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства Российской Федерации, Почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени.
Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, юбилейными медалями «В память 850-летия Москвы», «300 лет Российскому флоту».
Бабак Владимир Петрович
Лауреат Государственной премии СССР
Родился 19 июля 1937 года в городе Киеве. В 1960 году окончил Московский авиационный институт. В «ОКБ Сухого» прошёл путь от инженера-конструктора до ведущего конструктора самолёта. В 1964–1981 годах работал в Министерстве авиационной промышленности на должностях, от ведущего инженера до заместителя начальника Главного управления боевой авиации.
Принимал участие в работах по серийному выпуску самолётов Су- 7БМ, Су -17М, Су -17М2, Су -17М3, Су- 24, Су -25. С 1977 года участвовал в разработке самолётов Су- 27, МиГ-29, Як- 42.
С 1981 года – заместитель главного конструктора «ОКБ Сухого», с 1983 года – главный конструктор самолётов Су- 25, Су -25Т, Су-39, президент научно-производственного концерна «Штурмовики Сухого», с 1991 года – главный конструктор I степени ОАО «ОКБ Сухого». Автор научных работ и монографий в области создания авиационной техники.
Лауреат Государственной премии СССР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», юбилейными медалями «В память 850¬летия Москвы», «300 лет Российскому флоту».
Барковский Александр Фёдорович
Лауреат Государственной премии РФ, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени
Родился 2 февраля 1943 года в городе Москва. В 1973 году после окончания Московского авиационного института начал работать в «ОКБ Сухого», где прошёл путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора – первого заместителя исполнительного директора – технического директора ОАО «ОКБ Сухого».
А.Ф. Барковский принимал непосредственное участие в создании самолётов Су- 24, Су -24М, Су -30К, Су- 33.
В качестве главного конструктора руководил проектом самолёта Су- 30МКИ, первого в мире многофункционального сверхманевренного истребителя, внедрённого в серийное производство, оснащённого управляемым вектором тяги, включённым в контур управления самолётом. Самолёт Су- 30МКИ был создан в рамках выполнения межгосударственного контракта с Индией на поставку готовых самолётов и их лицензионное производство на оборонных предприятиях Индии.
Лауреат Государственной премии РФ, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени. Награждён орденом Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, юбилейной медалью «В память 850-летия Москвы».
Безя Александр Николаевич
Лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 20 июня 1954 года в городе Москва.
В «ОКБ Сухого» был принят в 1971 году модельщиком по деревянным моделям.
По окончании Московского авиационного института в 1982 году прошёл инженерный путь от рядового специалиста до заместителя исполнительного директора – директора по обеспечению предприятия.
Будучи заместителем исполнительного директора по экономике и финансам, возглавил разработку и внедрение новых методов планирования, калькулирования, ценообразования и учёта в конструкторскую и производственную деятельность «ОКБ Сухого»; переход предприятия на хозрасчёт и самофинансирование; проведение работы по совершенствованию системы управления основной тематикой (УОТ) предприятия; внедрение вычислительной техники в управление экономикой предприятия.
В 1990-х годах обеспечивал эффективное взаимодействие с банками и инвестиционными компаниями, что способствовало сохранению научно-производственного потенциала и наращиванию деятельности по созданию самолетов марки «Су» в условиях кризиса оборонной промышленности.
С 1999 года и до увольнения в 2008 году являлся заместителем генерального директора (после изменения в 2007 году устава Общества – заместителем исполнительного директора) – директором по обеспечению предприятия ОАО «ОКБ Сухого».
Под его руководством осуществлялось материально техническое и транспортное обеспечение, текущий ремонт производственных помещений и капитальное строительство, социально бытовое обеспечение.
Лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Белянин Николай Васильевич
Заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени
Родился 6 марта 1939 года в городе Ульяновске. В «ОКБ Сухого» работает с 1963 года после окончания Московского авиационного института. В 1968 году возглавил бригаду флаттера, в 1983–2008 годах руководил отделом аэроупругости, динамических нагрузок и активных систем управления, с 2008 года – главный специалист ОАО «ОКБ Сухого».
Специалист высокого класса в области исследования опасных явлений аэроупругости, таких как дивергенция конструкции и реверс органов управления, флаттер, аэроупругая неустойчивость замкнутого контура «упругий самолёт – система автоматического управления», динамические нагрузки от воздействия на самолёт внешних возмущений, включающих в себя порыв ветра, атмосферную турбулентность и другие. Начиная с самых ранних стадий проектирования и включая лётные испытания и серийную эксплуатацию, принимал участие в создании самолётов Су -15, Су -17, Т-4 («сотка»), Су- 24, Су- 25, Су- 25УТГ, Су- 27 и его модификаций, Су -33, Су- 34, Су- 37, Су -30МКИ, Су- 47, а также спортивного самолёта Су- 26 и его модификаций. Участвовал в создании истребителя пятого поколения Т-50. Кандидат технических наук, автор более десятка печатных работ. Заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени.
Блинов Александр Иванович
Лауреат Государственной премии CCCР и премии Совета министров СССР, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 26 февраля 1936 года в городе Великие Луки Псковской области. В 1959 году окончил Московский авиационный институт, а затем вечернее отделение механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В ОКБ Сухого прошёл путь от инженера-конструктора до ведущего конструктора по особо сложным объектам, начальника бригады, заместителя главного конструктора и с 1991 года – заместителя генерального конструктора по прочности, аэродинамике и динамике ОАО «ОКБ Сухого». Имеет репутацию одного из самых авторитетных прочнистов отрасли. Принимал непосредственное участие в создании и совершенствовании самолётов Су- 7, Су-9, Су-11, Су-15, Су- 24,Су-25, Су-26, Су-27, Су-29, Су-30,Су-31,Су-32,Су-33,Су-35, Су-37,Су-47, С-80, Су -49, Су -38Л и их модификаций. Участвовал в создании истребителя пятого поколения Т-50.
Лауреат Государственной премии РФ и премии Совета министров СССР, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденом Почёта, медалью «За трудовую доблесть».
Ващук Юрий Михайлович
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, мастер спорта международного класса по высшему пилотажу на спортивных самолётах, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 12 июня 1963 года в городе Барнауле Алтайского края.
В 1992 году поступил работать в «ОКБ Сухого» в качестве лётчика-испытателя. Этому предшествовали окончание Московского авиационного института, инженерная работа в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова, лётно-инструкторская работа в Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова и членство в сборных командах СССР и России по высшему пилотажу.
На лётной работе с 1981 года. К испытаниям самолётов разработки «ОКБ Сухого» допущен в 1993 году после окончания Школы лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова.
Освоил 30 типов самолётов и их модификаций. Летает на всех типах самолётов «ОКБ Сухого». Имеет общий налет свыше 2700 часов. Впервые поднял в воздух самолетыСу- 26М3, Су -35УБ и Су- 35 711 – без управляемого вектора тяги, Су- 80ГП и проводил их испытания. Проводил также испытания самолётов Су- 47 и Су- 34 – на большие углы атаки и отработку системы предотвращения сваливания самолёта в штопор.
В аварийных ситуациях проявлял высокий профессионализм, самообладание, мужество и героизм. С 1993 года – участник всех авиасалонов «МАКС», а также большого числа международных авиасалонов.
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, мастер спорта международного класса по высшему пилотажу на спортивных самолётах, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени.
Веселов Авенир Александрович (1926–2008)
Лауреат премии Правительства Российской Федерации и премии Минобороны, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 9 сентября 1926 года в городе Москва. Участник Великой Отечественной войны. В 1955 году окончил Московский авиационно-технологический институт. В «ОКБ Сухого» поступил на работу в 1959 году и прошел путь от инженера-конструктора 2 категории до заместителя генерального конструктора по технологии.Являлся одним из разработчиков и непосредственных участников постройки первого цельносварного из титановых сплавов и сталей ударно-разведывательного ракетоносца Т-4 («сотки»).
Участвовал в разработке титановой брони, конструкции и технологии изготовления цельносварной бронированной кабины штурмовика Су -25 и его модификаций. Под его руководством и при непосредственном участии разрабатывались и осваивались в серийном производстве конструктивно технологические решения самолётов Су- 25, Су-27, Су-30, Су-33.
Большинство работ, выполненных А.А. Веселовым, защищены авторскими свидетельствами и патентами, которые используются в зарубежном самолётостроении.
В 2000–2003 годах был консультантом в составе совета старейшин.
Лауреат премии Правительства Российской Федерации и премии Минобороны, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденом Дружбы, медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941–1945 гг.», юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».
Вотинцев Игорь Викторович
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, рекордсмен мира, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 6 марта 1953 года в городе Жуковский Московской области.
В 1974 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1979 году поступил в Школу лётчиков-испытателей МАП СССР, по её окончанию направлен лётчиком-испытателем 3-го класса на ММЗ имени П.О. Сухого, где прошёл путь до лётчика испытателя 1-го класса, начальника лётной службы ОАО «ОКБ Сухого».
Проводил испытания самолётов Су -17, Су-24, Су-25, Су- 25УТГ, Су-27,Су- 30,Су-33,Су-34,Су-35, Су-47. В 1987 году на двухместном самолёте-истребителе Су -27УБ, вместе с лётчиком-испытателем Н.Ф. Садовниковым осуществил сверхдальний беспосадочный перелёт Москва – Комсомольск-на-Амуре – Москва, протяжённостью 13 440 километров в течение 15 часов 42 минут с четырьмя дозаправками в воздухе.
На самолёте Су- 25УТГ выполнил полную программу испытаний на наземном испытательном учебно-тренировочном корабельном авиационном комплексе и в 1989 году одним из первых выполнил посадку на тяжёлый авианесущий крейсер «Тбилиси» (впоследствии «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). В 1999 году на самолёте Су- 32ФН со штурманом -испытателем А.И. Гайворонским установил мировой рекорд высоты горизонтального полёта с коммерческой нагрузкой 5000 килограмм.
В 1997 году поднял в воздух экспериментальный самолёт с обратной стреловидностью крыла Су- 47 «Беркут». Экипаж в составе И.В. Вотинцева и Ю.М. Ващука в 2001 году выполнил первый полёт грузопассажирского среднемагистрального самолёта С-80ГП.
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденами «За личное мужество», «Знак Почёта», юбилейной медалью «300 лет российскому флоту», почётной грамотой Минэкономики Российской Федерации.
Галушко Виктор Георгиевич
Лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 4 августа 1934 года в совхозе Аксай Хасавюртовского района Дагестанской АССР. В 1958 году окончил Московский авиационный институт.
В оборонной промышленности с 1958 года. До 1983 года работал в МКБ «Радуга», пройдя путь от инженера-конструктора до первого заместителя главного конструктора. С 1983 по 1986 год – главный конструктор КБ «Звезда» Калининградского ПО «Стрела». Руководил разработкой ряда тактических противорадиолокационных и противокорабельных управляемых ракет (Х-31П, Х-31А, Х-35 и др.).
С 1986 года – заместитель главного конструктора, с 1991 года – заместитель генерального конструктора по вооружению ОАО «ОКБ Сухого». Специалист высокого класса в вопросах формирования облика перспективных видов авиационного вооружения.
Провел весь цикл лётных испытаний на самолётах Су- 24М по применению ракет Х-31А и Х-31П.
Принимал активное участие в освоении использования всех видов вооружения самолётов семейства Су- 27 в боевых условиях в войсковых частях и на полигонах Минобороны. С 1992 по 1995 год — главный конструктор самолётов Су-30К и Су-30МК (будущий СУ-30МКИ) Является одним из авторов патента на многофункциональный истребитель Су- 30МКИ. Автор 15 изобретений. Руководит работами по оптимизации внутрифюзеляжного размещения вооружения на истребителе пятого поколения Т-50.
Лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Голланд Вадим Семёнович (1926–2008)
Дважды лауреат Государственной премии РФ, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 14 августа 1926 года в городе Витебске. Участник Великой Отечественной войны.
После окончания в 1959 году Московского авиационного института начал работу в «ОКБ Сухого», где прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора ОАО «ОКБ Сухого».
Возглавил направление по разработке и внедрению в серийное производство и эксплуатацию систем электроснабжения и электрифицированных систем самолёта и силовой установки самолётов «ОКБ Сухого».
Под его руководством и при личном участии разработана оригинальная система электроснабжения постоянного тока, система распределения, электрические распределительные устройства и устройства для электроснабжения самолёта, обладающие оптимальными массо-габаритными характеристиками, находящиеся на уровне лучших зарубежных образцов, а по безотказности и превышающие их.
Это позволило обеспечить бесперебойным электропитанием высокого качества проводную систему управления самолётом, навигационные и другие системы.
За время работы в «ОКБ Сухого» В.С. Голланд получил более 50 авторских свидетельств на изобретения и несколько патентов.
Дважды лауреат Государственной премии РФ, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденами Почёта, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Григоренко Александр Иванович
Лауреат Государственной премии РФ и премии Совета министров СССР, премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 16 марта 1937 года в городе Запорожье, УССР. После окончания в 1959 году Запорожского машиностроительного института направлен на Дальневосточный машиностроительный завод (ДМЗ) в город Комсомольск-на Амуре, где прошел путь от инженера-технолога до начальника лаборатории статических испытаний ДМЗ. В «ОКБ Сухого» перешёл в 1965 году на должность инженера-конструктора 1-й категории. В 1972 году возглавил отдел № 25 КБ – статиспытаний. Провел статические испытания самолётов Су- 7Б, Су-15,Су-17,Су-24,Су- 25,Су-26, Су -27,Су-30.
С 1985 года – начальник конструкторского бюро «ОКБ Сухого».
Организовывал проектные работы всех модификаций самолётов Су -27, Су-30, Су-30К, Су-30МКИ, Су-30МКК; проектирование самолётов Су- 34,Су-29, Су- 31, Су-38Л.
Впервые в практике проектирования под его руководством была разработана электронная модель сельскохозяйственного самолёта Су- 38Л. Первый опыт создания электронной модели Су-38Л послужил отправной точкой в разработке электронных моделей других самолётов. С 2007 года – заместитель директора проектно-исследовательского научного центра (ПИНЦ).
Лауреат Государственной премии РФ, премии Совета министров СССР, премии имени П.О. Сухого II степени.
Награждён орденами Дружбы, «Знак Почёта», медалью «За трудовую доблесть», юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».
Емелин Рудольф Николаевич
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени
Родился 14 января 1931 года в городе Рыбинске Ярославской области.
В 1955 году поступил на работу в «ОКБ Сухого» после окончания Московского авиационного института и занимал должности от инженера-конструктора до начальника отдела крыла – отдела № 5 КБ. Специалист высокого класса в области проектирования планера самолёта. Участвовал в создании всех типов самолётов разработки «ОКБ Сухого» начиная с Су -7 и вплоть до авиационного комплекса пятого поколения.
Под его руководством коллективом отдела были спроектированы и запущены в серийное производство крылья для самолётов Су -25, Су-27, Су-30 и их модификаций, а также для самолётов Су- 47 и С-80.
Особый вклад внёс в создание конструкций складывающихся крыльев для самолёта корабельного базирования Су -33 и самолёта Су- 47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности, выполненного с широким применением композиционных материалов. При создании грузопассажирского самолёта С-80 возглавил работы по проектированию крыльев с агрегатами механизации, а также хвостовой части и грузовой откидывающейся рампы.
Имеет более 15 авторских свидетельств. С 2005 года находится на заслуженном отдыхе.
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени. Награждён двумя медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «За трудовое отличие».
Емельянов Игорь Викторович
Лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный изобретатель РСФСР, заслуженный конструктор РФ, кандидат технических наук, почётный авиастроитель
Родился 6 марта 1935 года в городе Москва. В 1958 году, после окончания Московского авиационного института, поступил на работу в «ОКБ Сухого».
Его инженерный рост в должностях – от инженера-конструктора до ведущего конструктора по особо сложным объектам и начальника отдела № 9 КБ.
Руководил разработкой и испытаниями топливных систем самолётов Су- 15, Су- 25, Су -27, Т-4.
Участвовал в модернизации, испытаниях и внедрении в серию самолётов Су- 7 и Су- 9, в испытаниях самолёта Су- 27. Разработал новый метод защиты топливных баков от взрыва при их боевом поражении, внедренный на самолётах Су- 7, Су- 17, Су-25, Су-27, Су-30.
Участвовал в создании новых насосных систем для перекачки топлива, применяемых в настоящее время на самолётах Су- 27, Су -30, Ил -62, Т-22 и других.
Параллельно основной деятельности по поручению МАП СССР руководил работами по созданию новых средств ликвидации пожаров легковоспламеняющихся жидкостей на базе пожарных автомашин АЦ-40 и АА-60 и выпуском конструкторской документации на новый пожарный автомобиль для серийного выпуска на КамАЗе.
Успешно применил полученный опыт позднее, выполняя задание по организации департамента противопожарного оборудования в ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».
В 1991 году назначен заместителем главного конструктора, в 1992 году – главным конструктором – руководителем темы по созданию, испытанию и внедрению в серийное производство самолёта Су -30.
Руководил конкурсным проектом учебно-тренировочного самолёта С-54.
В 1998 году, в должности главного конструктора экспортной программы по 4-му китайскому контракту, возглавил работы по согласованию и реализации контракта с КНР.
С 2000 года является консультантом в составе совета старейшин.
Кандидат технических наук, автор 200 свидетельств в СССР, а также патентов в России, США, ФРГ, Франции и Англии.
Лауреат премии Совета министров СССР, заслуженный изобретатель РСФСР, заслуженный конструктор РФ, почётный авиастроитель.
Награждён медалью «За трудовую доблесть».
Зудилов Александр Гаврилович
Лауреат Государственной премии РФ, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Cухого II степени
Родился 26 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. После окончания в 1974 году Московского авиационного института, направлен на работу в лётно-испытательный комплекс «ОКБ Сухого». До 1989 года занимал инженерные должности по испытаниям самолётов. Принимал активное участие в государственных совместных испытаниях самолётов Су -17УМ, Су-17М4, Су-17М, Су-27; испытаниях рекордного самолёта П-42 в качестве ведущего инженера по лётным испытаниям. Руководил лётными испытаниями палубного самолёта-истребителя Су- 33 на тяжёлом авианесущем крейсере «Тбилиси'BB (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). В 1989 году был назначен на должность первого заместителя начальника ЛИиДБ по лётным испытаниям.
С 1991 года – заместитель главного конструктора, с 1992 года – главный конструктор – начальник отдела проектов. Руководит проектными работами по созданию модификаций самолёта Су -27, а также самолётов Су -30, КР-860, С-38Л и экранолёта С-90. В 1999 году возвращается на работу, связанную с лётными испытаниями, и назначается на должность начальника ЛИиДБ ОАО «ОКБ Сухого».
Руководит работами по проведению летных испытаний самолетов Су -27, Су -30 МКИ и их модификаций, самолетов Су-34, Су- 35 и других, а также подготовкой к проведению лётных испытаний истребителя пятого поколения Т-50.
Лауреат Государственной премии, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденами Почёта и «Знак Почёта».
Ильюшин Владимир Сергеевич (1927–2010)
Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РФ, заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР, рекордсмен мира, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени, почётный авиастроитель, генерал майор авиации
Родился 31 марта 1927 года в городе Москва.
В 1951 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, в 1953 году – Школу лётчиков-испытателей МАП СССР. С 1953 по 1957 год был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова.
В «ОКБ Сухого» начал работать в 1957 году в качестве лётчика-испытателя 1 класса. Являлся шеф-пилотом фирмы, поднял впервые 12 опытных самолётов от Су -9 до Су -27, в том числе и Т-4 («100»). На самолёте Т-431 (Су 9) установил мировой рекорд на динамический потолок – 28 852 метра и абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полёта – 21 170 метров.
В 1972 году был назначен на должность заместителя главного конструктора, при этом вплоть до 1981 года продолжал летать. Выдающийся лётчик-испытатель отечественной боевой авиации.
В 1953–1981 годах летал на 145 типах самолётов и вертолётов и их модификациях, из них – 12 опытных. Налёт – 4152 часа 25 минут, из них 3184 часа 08 минут – испытательных. Количество полётов – 6420. В 2000 году перешёл на должность консультанта в составе совета старейшин.
Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РФ, заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР, генерал майор авиации, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени.
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», 23 юбилейными медалями, в том числе медалью «300 лет Российскому флоту».
Калибабчук Олег Гаврилович (1935–2007)
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ, почётный авиастроитель
Родился 15 сентября 1935 года в городе Челябинске. По окончании в 1955 году Черниговского военного училища лётчиков служил пять лет в Северном военном округе лётчиком-истребителем. После окончания Московского авиационного института поступил на работу в «ОКБ Сухого» в 1966 году, где прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя генерального конструктора «ОКБ Сухого».
Как специалист по динамике полёта и системам управления высокого класса участвовал в проектировании и лётных испытаниях самолётов марки «Су» 3-го и 4-го поколений. Особый вклад внес в создание семейства самолётов Су- 27, включая истребитель корабельного базирования Су -33. Принимал участие в доводке характеристик устойчивости и управляемости первых в России боевых самолётов с дистанционными системами управления, испытаниях на сваливание и штопор, разработке методик взлёта с корабельного трамплина и посадки на палубу. Участвовал в исследованиях и лётных испытаниях по использованию в воздушном бою режимов сверхманевренности, в том числе с управляемым вектором тяги.
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ, почетный авиастроитель. Награждён юбилейными медалями «300 лет Российскому флоту» и «В память 850-летия Москвы».
Кнышев Алексей Иванович
Дважды лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени
Родился 1 марта 1937 года в деревне Грибачи Горянского района Могилёвской области.
В 1960 году окончил Казанский авиационный институт. Трудовую деятельность начал в должности инженера-конструктора в опытно-конструкторском бюро спортивной авиации в Казани, где занимался разработкой и строительством планеров и спортивных самолётов.
С 1972 года работает в ОАО «ОКБ Сухого». В должности заместителя главного конструктора – начальника Комсомольского на-Амуре филиала машиностроительного завода имени П.О. Сухого» участвовал в разработке и организации производства самолётов Су- 24, Су -17 и его модификаций (12 типов).
В 1981 году переведён на должность заместителя начальника первого главного управления МАП СССР и в том же году вернулся в «ОКБ Сухого» в связи с назначением на должность главного конструктора самолёта Су -27 и его модификаций. Руководил разработками, постройкой, доводкой, испытаниями и запуском в серию самолётов Су -27, Су-27УБ, Су-30, Су-30МКК, Су-30МК-2.
С 1993 года А.И. Кнышев – первый заместитель генерального конструктора, с 1999 года – первый заместитель генерального директора, с 2000 года – заместитель исполнительного директора, оставаясь главным конструктором самолёта Су- 27.
Дважды лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени. Награждён орденами Почёта, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», юбилейными медалями «В память 850-летия Москвы», «300 лет Российскому флоту».
Козина Ольга Леонидовна
Родилась 15 ноября 1950 года в городе Москва.
В 1974 году окончила Московский авиационный институт. Вся её трудовая жизнь связана с «ОКБ Сухого». Работая на инженерных должностях, принимала участие в решении задач боевого применения и в сопровождении лётных испытаний при создании самолётов Су -17М3, Су -17М4, Су -25.
В 1988 году сменила направление деятельности и возглавила отдел кадров предприятия, параллельно поступив на обучение в Московский институт управления. В 1989 году получила второе высшее образование по специальности «управление персоналом».
Имея опыт работы в конструкторском бюро и специальные знания в области управления человеческими ресурсами, существенно расширила сферу деятельности кадровой службы. В 1996 году возглавила службу управления персоналом «ОКБ Сухого» в должности заместителя исполнительного директора по управлению персоналом. Является инициатором и активным участником внедрения на предприятии современных методов оценки и аттестации персонала, профориентационных и адаптационных программ, различных проектов по повышению квалификации персонала. В 1999 году в связи с изменением структуры предприятия назначена на должность начальника управления кадров.
Внесла большой личный вклад в сохранение и развитие корпоративных традиций «ОКБ Сухого», в создание непрерывной связи поколений работников предприятия. Автор ряда стихотворных посвящений, написанных к юбилейным датам «ОКБ Сухого» и его ярких представителей.
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Конохов Владимир Сергеевич
Лауреат Государственной премии РФ, почётный авиастроитель
Родился 16 августа 1938 года в городе Москва. В 1969 году окончил Московский авиационный институт. Работает в «ОКБ Сухого» с 1957 года, с перерывом на обучение в МАИ.
Его трудовая деятельность – медник завода, инженерные должности, главный конструктор самолётов Су- 35 и Су -37, заместитель генерального конструктора ОАО «ОКБ Сухого».
С 1970 года – на лётных испытаниях. В 1971–1980 годах – ведущий инженер самолётов Су -24 (Т6-18) и Су- 24М (Т6-22), опытного самолёта Т-10С-7. Участвовал в испытаниях первых отечественных прицельно навигационных комплексов «Пума», «Пума А», «Тигр» с телевизионно-лазерным вооружением.
С 1980 по 1991 год – заместитель главного конструктора, при этом в период с 1980 по 1983 год – с возложением обязанностей технического руководителя по испытаниям комплекса Су -27, в период с 1983 по 1988 год – с исполнением обязанностей начальника лётно-испытательного комплекса, в период с 1987 по 1991 год – с возложением обязанностей заместителя генерального конструктора по лётным испытаниям.
С 1991 года является заместителем генерального конструктора, выполняя при этом обязанности главного конструктора самолётов Су -35 и Су -37 (1995–1998), начальника ЛИиДБ (1998–1999).
Лауреат Государственной премии РФ, почётный авиастроитель. Награждён орденами Почёта и «Знак Почёта».
Корчагин Владимир Михайлович (1937–2003)
Лауреат Государственной премии CCCР и премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 17 мая 1937 года в городе Москва. В 1960 году окончил Московский авиационный институт и поступил на работу в «ОКБ Сухого». Специалист высокого класса в вопросах применения оружия на боевых самолётах. Занимая должности инженера-конструктора 3-й и 2-й категорий, начальника бригады, осваивал вопросы применения вооружения на боевых самолётах на лётно-испытательных полигонах.
В 1971 году возглавил отдел № 10 КБ – отдел вооружения. В 1975 году вступил в должность начальника НИО, в 1987 году – заместителя главного конструктора. С 1991 года являлся заместителем генерального конструктора по бортовому радиоэлектронному оборудованию. Участвовал в разработке и испытаниях прицельно навигационных систем и авиационных средств поражения всех боевых самолётов разработки «ОКБ Сухого» 40-летнего периода начиная с 1960-х годов.
Лауреат Государственной премии CCCР и премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденами Дружбы, Трудового Красного Знамени.
Кузнецов Валерий Александрович
Лауреат Государственной премии РФ, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 29 апреля 1946 года в городе Москва.
После окончания в 1970 году Московского авиационно-технологического института (МАТИ) начал работать в «ОКБ Сухого» в должности производственного мастера, а затем – в должностях начальника участка и заместителя начальника цеха.
В 1982 году, в возрасте 36 лет, возглавил цех окончательной сборки, в 1986 году стал заместителем главного инженера. В 1992 году вступил в должность главного инженера «ОКБ Сухого».
Принимал активное участие в модернизации самолётов Су -15, Су-17, Су-32; в подготовке производства, постройке и обеспечении испытаний самолётов Т-4 («Сотка»), Су- 24, Су-25, Су-33, Су-47 («Беркут»), Су-30, Су-26, Су-29 и всех их модификаций.
Руководит работами опытного производства по созданию стендовой базы для проведения отработок при создании истребителя пятого поколения Т-50.
Лауреат Государственной премии РФ, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденами Дружбы, «Знак Почёта».
Локшин Моисей Абрамович
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук, профессор, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 25 января 1929 года в городе Киеве. После окончания Московского авиационного института в 1951 году начал трудовую деятельность в ОКБ имени В.М. Мясищева. С 1952 года работал в ОКБ- 1, переименованном впоследствии в «ОКБ Сухого», где прошел путь от инженера-конструктора до заместителя генерального конструктора по науке и впоследствии – заместителя генерального конструктора по системам механического оборудования самолетов. Участвовал в разработке и испытаниях всех самолётов, созданных в «ОКБ Сухого» за последние 50 лет.
С 1974 по 1991 год руководил совместными с НИИ Минздрава Российской Федерации работами по созданию искусственного сердца. Специалист высокого класса в области управления, гидравлики и электроавтоматики летательных аппаратов.
Под руководством и при его непосредственном участии впервые в отечественном авиастроении, созданы и внедрены в серийное производство и эксплуатацию на самолётах Су- 7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25 и их модификациях гидромеханические системы
управления, автоматы устойчивости, системы управления воздухозаборниками; на самолётах Су -27, Су-30, Су-33, Су- 34, Су-35 и их модификациях – рулевые приводы с раздельными распределительными и исполнительными агрегатами, гидрокомплексы с номинальным давлением 280 кгс/кв. см, многоканальные электрогидроприводы.
Автор 72 научных трудов и более 100 изобретений по авиационной и медицинской тематикам.
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РСФСР, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени, доктор технических наук, профессор. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».
Люсов Николай Николаевич
Заслуженный конструктор РФ, почетный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени
Родился 8 февраля 1943 года городе Душанбе Таджикской ССР. В «ОКБ Сухого» работает с 1966 года после окончания Московского авиационного института. Прошёл путь от инженера-конструктора до начальника отдела гидропневмосистем и начальника НИО бортовых систем.
Специалист высокого класса в области проектирования и испытания систем автоматического регулирования воздухозаборников и гидравлических систем новейших образцов авиационной техники. Внёс значительный вклад в создание целого ряда механических систем для авиационных комплексов марки «Су», включая «сотку» и семейство самолётов Су- 27, где впервые в отечественном авиастроении в гидросистемах серийных образцов было использовано давление 280 кгс/кв. см. При этом им самостоятельно и творчески решался широкий круг вопросов не только по проектированию, но и по испытаниям, доводке и внедрению в серию всех указанных систем, а также по их освоению в эксплуатирующих организациях. Участвует в разработке и внедрении перспективных механических систем самолёта пятого поколения.
Заслуженный конструктор РФ, почетный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени. Награждён юбилейной медалью «В память 850-летия Москвы».
Лятерман Игорь Лазаревич
Заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени
Родился 5 апреля 1941 года в городе Москва. В 1967 году окончил Московский авиационный институт. В «ОКБ Сухого» работает с 1966 года, где прошёл путь от инженера до начальника отдела.
Работая в отделе боевого применения, принимал участие в разработке алгоритмов решения систем управления вооружением объектов Су -24, Су-24М, Су-17М4 и Су-25.
Провёл многолетний цикл натурных отработок этих вопросов на лётно-испытательных полигонах и в эксплуатирующих организациях. При создании в «ОКБ Сухого» отдела кабин был назначен на должность начальника этого отдела и принимал активное участие в разработке рабочих мест экипажа объектов 10М, 10ИБ, Т-60. В ходе этих работ были разработаны как новые схемы построения кабины (объект 10ИБ), так и новые принципы построения информационно-управляющего поля кабины, с использованием многофункциональных пультов управления, многофункциональных индикаторов дистанционного управления.
Под его руководством разработаны рабочие места экипажей объектов Су- 30МКК, Су -30МКИ, предназначенных для поставки иностранным заказчикам. Принимает участие в разработке кабин перспективных объектов Су -35, Т-50 и «Sukhoi SuperJet».
Заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени. Награждён медалью «Ветеран труда» и юбилейной медалью «В память 850-летия Москвы».
Марбашев Константин Христофорович
Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени
Родился 7 октября 1940 года в городе Кропоткин Краснодарского края. В период с 1961 по 1963 год работал на авиационном заводе в городе Комсомольске на-Амуре. В «ОКБ Сухого» – с 1964 года, где начал трудовую деятельность с должности инженера-конструктора. В 1965 году окончил Московский авиационный институт. В период с 1974 по 1983
год в качестве ведущего конструктора по особо сложным объектам провел значительный объем испытаний самолётов Су -24 и Су -27, включая лётно-конструкторские, государственные, войсковые и другие виды специальных лётных испытаний. В 1983 году назначен заместителем главного конструктора, а в 1989 году – главным конструктором корабельного истребителя Су -27СК (Су -33), осуществившего 1 ноября 1989 года впервые в стране посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКр) «Тбилиси» (впоследствии «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).В 1990–1991 годах осуществлял руководство и участвовал в освоении серийного производства корабельных самолётов на КнАА ПО, первые из них поступили в 279-й корабельный истребительный авиационный полк Северного флота.
В 1994 году обеспечил завершение лётных испытаний самолёта Су 33 и его освоение в строю. В 1996 году принимал участие в трёхмесячном боевом походе в Средиземное море на ТАВКр «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в составе эскадры кораблей Северного флота. Директор программы и главный конструктор по самолёту Су 27КУБ. Автор 16 изобретений и патентов.
Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, почетный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, юбилейными медалями «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы».
Мартиросов Роллан Гургенович
Почётный авиастроитель
Родился 6 октября 1935 года в городе Москва. После окончания в 1959 году Московского авиационного института начал трудовую деятельность в «ОКБ Сухого» в отделе перспективных проектов, где проработал до 1962 года на инженерных должностях и принимал непосредственное участие в разработках компоновок самолётов Су -15 и Су - 7Б.
В 1962–1963 годах без отрыва от основной деятельности возглавлял общественное конструкторское бюро, которое в инициативном порядке разработало и представило в Министерство авиационной промышленности СССР эскизный проект вертикально взлетающего бомбардировщика. Впоследствии отдельные крупные конструктивные решения этого проекта были реализованы на самолётах Су- 24, Су-25 и Су- 27.В 1963 году переведён в отдел электрооборудования, где прошел путь от инженера-конструктора 3-й категории до начальника отдела. Участвовал в создании самолётов Су- 7Б, Су -7БКЛ, Су- 9, Су -11, Су- 15, Т-4 («сотка»), Су -24, Су- 24М и Су -27 на этапе разработок, постройки, испытаний и внедрения в серийное производство. В 1985 году назначен техническим руководителем работ по установлению мировых рекордов на самолёте П-42, которые увенчались установлением 27 мировых рекордов, значительная часть которых не перекрыта до настоящего времени.В 1991 году вступил в должность главного конструктора фронтового самолёта Су- 34 (преобразованную в 1999 г. в должность главного конструктора–директора программы по теме 10 «В» ОАО «ОКБ Сухого»).
Осуществлял техническое руководство процессами разработки, постройки, испытаний, доводки самолёта и внедрения его в серийное производство на серийном заводе в Новосибирске (НАПО).Почётный авиастроитель. Награждён орденами Дружбы, «Знак Почёта».
Никитин Николай Фёдорович
Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, заслуженный конструктор РФ, кандидат экономических наук, почётный авиастроитель
Родился 1 января 1950 года в деревне Орудьево Дмитровского района Московской области. После окончания в 1973 году Московского авиационного института начал работать в «ОКБ Сухого».
Прошёл путь от инженера-конструктора до ведущего конструктора.
В 1987 году назначен на должность заместителя главного конструктора, а в 1992 году – на должность заместителя генерального конструктора.
До 1995 года одновременно являлся главным конструктором самолётов Су- 27М (более известного как Су -35 и ставшего прообразом сверхманевренных истребителей и, в первую очередь, самолёта Су- 30МКИ) и Су- 37 – первого в России самолёта с управляемым вектором тяги.
В 1997 году был переведён в АВПК «Сухой» на должность первого заместителя генерального директора, где проработал до 1999 года. В период 1996–1999 годов являлся членом совета директоров АООТ «ОКБ Сухого».
В 1999–2003 годы – генеральный директор – генеральный конструктор ФГУП «Российская самолётостроительная корпорация “МиГ”» Под его руководством проведено объединение ВПК «МАПО», МАПО «МиГ», АНПК «МиГ» в единую корпорацию.
Ныне – исполнительный директор ОАО «Кузнецов».
Кандидат экономических наук. Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, заслуженный конструктор РФ, почётный авиастроитель.
Награждён медалью «Звезда Циолковского» Российского авиационно-космического агентства.
Погосян Михаил Асланович
Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Генеральный директор ОАО «Компания «Сухой», Генеральный директор ОАО «РСК «МиГ», лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства Российской Федерации, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени, заведующий кафедрой самолетостроения Московского авиационного института
Родился 18 апреля 1956 года в Москве. После окончания с отличием Московского авиационного института в 1979 году был направлен в «ОКБ Сухого», где прошел путь от инженера-конструктора до Генерального директора.
В 1998 году назначен Генеральным директором ГУП «АВПК «Сухой», в сентябре 2003 года в связи с реорганизацией – Генеральным директором ОАО «Компания «Сухой».
С 2009 года возглавляет ОАО «РСК «МиГ».М.А. Погосян участвовал в создании истребителей Су-27, Су-30, Су-33.
В качестве главного конструктора руководил работами по созданию экспериментального самолета С-37 «Беркут» (Су-47).
Под руководством М.А. Погосяна реализуются самые масштабные программы по созданию современных боевых авиационных комплексов – Су34, Су-35, МиГ 29К/КУБ, а с 2002 года «Сухой» ведет работу по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.
По инициативе М.А. Погосяна в конце 1990х годов ОАО «Компания «Сухой» приняла решение о диверсификации бизнеса, поставив в качестве одной из приоритетных стратегических задач компании выход на мировой рынок гражданской авиационной техники.
М.А. Погосян возглавляет работу по созданию первого современного российского гражданского лайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), ставшего локомотивом возрождения отечественного гражданского самолетостроения. Программа SSJ 1ОО стала отправной точкой комплексной модернизации авиационной отрасли России, проводимой сегодня в рамках предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, которую М.А. Погосян возглавляет c 2011 года.
Пугачёв Виктор Георгиевич
Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, рекордсмен мира, мастер спорта международного класса по самолётному спорту, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени
Родился 8 августа 1948 года в городе Таганроге. В 1970 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1970–1977 годах служил там же лётчиком-инструктором.
В 1977 году поступил в Школу лётчиков-испытателей МАП СССР, по окончании которой в течение двух лет работал лётчиком-испытателем III класса в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова.
С 1980 года его профессиональные успехи лётчика испытателя III, II, I класса были успешно востребованы в «ОКБ Сухого». Испытывал самолёты Су -17, Су-24, Су-25, Су-25УТГ, Су-27, Су-27КУБ, Су-33 ( 27К), Су-34, Су-35.
На рекордном самолёте П-42 (Су- 27) установил 4 мировых рекорда.
Участвовал в программе испытаний характеристик устойчивости и управляемости, сваливания и штопора, сверхманевренности на самолёте Су- 27. Отработал методику выполнения динамического торможения, которая легла в основу фигуры высшего пилотажа «кобра Пугачёва».
Провёл испытания самолёта Су -27 в северных широтах над Северным Ледовитым океаном с дозаправкой в воздухе и посадкой на ледовый аэродром острова Грэм-Белл.
В 1989 году первым в России выполнил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») на самолёте Су -27К. По результатам испытаний была составлена методика подготовки лётчиков ВМФ России для взлёта и посадки на палубу авианосца.
После завершения испытаний самолёт Су -27К был принят на вооружение и получил наименование Су -33.
Принимал участие в проведении испытаний во время дальнего похода крейсера в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах и Средиземном море.
В 1999 году провёл первый этап испытаний самолёта Су -27КУБ. С 1999 года – заместитель главного конструктора по лётным испытаниям «ОКБ Сухого».
Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта международного класса по самолётному спорту, лауреат премии имени П.О. Сухого I степени.
Награждён орденами: «За заслуги перед Отечеством» III степени, Мужества, Ленина, «Знак Почёта», «За личное мужество», юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».
Ракитин Борис Владимирович
Лауреат Государственной премии РФ
Родился 9 июля 1942 года в городе Ленинграде. В 1967 году окончил Казанский авиационный институт и поступил на работу в Казанское ОКБ спортивной авиации. С 1971 года работал в филиале «ОКБ Сухого» в Комсомольске-на-Амуре, занимая ведущие инженерные должности. Принимал непосредственное участие в создании семейства самолётов Су -17, Су -27.
В 1981 году назначен на должность заместителя главного конструктора – начальника филиала.
В том же году был переведён в Москву на должность заместителя начальника главного управления по опытной тематике МАП СССР.
В 1984 году вернулся в «ОКБ Сухого» в качестве заместителя главного конструктора с исполнением обязанностей директора завода. В 1991 году был назначен на должность директора завода – первого заместителя генерального конструктора. В 1992 году полностью перешёл на конструкторскую работу, работая главным конструктором по спортивной авиации, а через два месяца заместителем генерального конструктора. В период с 1995 по 2000 год являлся генеральным директором ОАО «Передовые технологии Сухого», после чего в «ОКБ Сухого» работает в должности заместителя генерального конструктора – главного конструктора по авиации специального назначения ОАО «ОКБ Сухого».
С 1984 года непосредственно участвовал в создании спортивно-пилотажных самолётов Су -26, Су -29, Су -31, Су -31М, Су -29КС, Су -49, Су -38, на которых впервые была отработана новейшая технология применения высокопрочных композиционных материалов и установлена сверхлёгкая, надёжная система спасения лётчика – СКС-94, разработанная совместно с НПП «Звезда».
Лауреат Государственной премии РФ. Награждён орденом Почёта, юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина».
Рябышкин Юрий Алексеевич
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель СССР, заслуженный конструктор РФ, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени
Родился 19 июля 1932 года в городе Москва. В 1956 году после окончания Московского авиационного института поступил на работу в «ОКБ Сухого» на должность инженера-конструктора каркасного отдела.
Принимал участие в проектировании первого в СССР самолёта с боковым воздухозаборником П-1.
В 1957–1958 годах был представителем главного конструктора по фюзеляжу при освоении самолётов Су- 7 и Су- 7Б на заводе в городе Комсомольске на-Амуре.
В период с 1960 по 1964 год работал на инженерных должностях на Долгопрудненском машиностроительном заводе и в ОКБ-52.
В 1965 году вернулся в «ОКБ Сухого», пройдя все ступени инженерного роста от инженера-конструктора 1-й категории до начальника НИО.
Руководил работами при проектировании фюзеляжей самолетов T-4 («Сотка»), Су -25, Су-27 и его модификаций.
С 1989 года участвовал в разработке сверхзвукового пассажирского самолёта бизнес-класса С-21.
В 1990–1991 годах был начальником КБ в кооперативе «Аэроспорт», после чего вернулся в «ОКБ Сухого» на должность ведущего конструктора.
В 1999 году возглавил НИО-2 и в 2003 году перешёл на должность главного специалиста группы ведущих конструкторов КБ ОАО «ОКБ Сухого».
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель СССР, заслуженный конструктор РФ, почётный авиастроитель, лауреат премии имени П.О. Сухого III степени.
Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», юбилейной медалью «В память 850-летия Москвы».
Соколов ВладимирАлексеевич
Родился 15 декабря 1950 года на станции Старо-Ниже Стеблиевская Краснодарского края. В «ОКБ Сухого» работает с 1977 года после окончания Харьковского авиационного института и службы в Советской армии. Специалист в области разработки средств боевой живучести и проведения специальных наземных полигонных испытаний боевых самолётов «ОКБ Сухого».
С 1977 по 1983 год под его руководством были разработаны и испытан целый ряд средств боевой живучести, проведены испытания систем вооружения и электромагнитной совместимости всех бортовых систем самолётов: Cу- 17, Су - 24, Су -25, Су -27, Су -33, Су - 32FN и их модификаций.
В 1988 году прошёл подготовку и получил допуск к работе оператора испытателя по отработке из кабины лётчика всех систем, включая системы вооружения, самолётов «ОКБ Сухого» в наземных условиях. В 1999 году руководил и участвовал в подготовке и проведении натурных испытаний по оценке значений эффективной поверхности рассеивания экспериментального истребителя Су- 47 «Беркут».
С 1999 года – заместитель главного конструктора – начальник КНИПИ – оператор-испытатель бортовой I класса ДП ОАО «ОКБ Сухого».
Является автором более 60 научных статей, четырех научно-технических фильмов, 21 изобретения, 19 из которых внедрены в практику самолётостроения.
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Фролов Евгений Иванович
Герой Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный лётчик-испытатель РФ, рекордсмен мира, мастер спорта международного класса по самолётному спорту
Родился 17 мая 1951 года в поселке Мало Курильский Южно-Курильского района Сахалинской области. Окончил Белорусский политехнический институт в 1973 году, Академию гражданской авиации в 1979 году.
В ОКБ Сухого в качестве лётчика испытателя поступил в 1983 году после обучения в Школе лётчиков-испытателей МАП СССР.
К тому времени был мастером спорта международного класса по самолётному спорту и членом сборной СССР, неоднократным призёром и победителем чемпионатов мира, Европы, СССР по высшему пилотажу.
Принимал участие в испытаниях самолетов Су- 17, Су -24, Су -25, Су-26, Су -27, Су -28, Су -29, Су -30, Су -31, Су -33, Су -34, Су -35, Су -37, Су -38, С-80ГП и их модификаций.
Ему принадлежат четыре мировых рекорда, установленных на рекордном самолете П-42 (Су -27): два рекорда максимальной высоты полёта и два рекорда времени набора высоты.
Особо проявил себя при испытаниях самолётов Су- 26, Су -29, Су -31, признанных лучшими «акробатическими» самолетами мира; штурмовика Су- 25Т, обладающего сверхточным вооружением системы «Шквал», применяемой с предельно малых высот по маневрирующим наземным целям; самолётов завоевания превосходства в воздухе Су -27, Су -35.
В апреле 1996 года поднял в воздух и провёл полную программу испытаний самолёта Су- 37, первого отечественного сверхманевренного истребителя, на котором установлены двигатели с изменяемым вектором тяги и принципиально новая система управления самолётом. Осуществил первый подъём и провёл испытания нового сельскохозяйственного самолёта Су- 38.
Принимает участие в лётных испытаниях истребителя Су- 35 поколения «4++», а также в обучении лётного состава инозаказчика на сверхманевренных истребителях Су- 30МКК, Су-30МК2, Су - 30МКМ и Су -30 МКИ (А).
Герой Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный лётчик-испытатель РФ.
Шенфинкель Юрий Ильич
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ, кандидат технических наук, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени
Родился 5 августа 1927 года в городе Москва. В 1951 году окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана, в 1957 году – механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
В «ОКБ Сухого» начал трудовую деятельность в 1958 году инженером конструктором 1-й категории, впоследствии работал ведущим конструктором, начальником бригады и заместителем начальника отдела.
Выдающийся специалист отрасли по самолетным системам управления.
В 1986 году был назначен на должность заместителя генерального конструктора по системам управления самолёта. При его непосредственном участии разрабатывались автоматические системы управления всех самолётов «ОКБ Сухого»: от автопилота на самолёте Су -7Б до систем автоматического облёта рельефа местности Су -24.
Под его руководством были разработаны и разрабатываются системы дистанционного управления современных и перспективных самолётов.
За разработку систем дистанционного и автоматического управления самолёта Су- 27 ему присуждена Государственная премия СССР.
Кандидат технических наук, автор более 50 изобретений. Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии имени П.О. Сухого II степени. Награждён орденом «Знак Почёта», юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».