ГРАЧЕВА Надежда Александровна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат международных и Всесоюзного конкурсов, обладательница приза «Бенуа де ля данс»
Родилась 21 декабря 1969 года в Семипалатинске. Отец – Грачев Александр Александрович. Мать – Грачева Вера Петровна.
Понятие «артист» в наше время как-то девальвировалось, утратило свой первоначальный смысл – как определение человека особых духовных качеств, как художника высокого мастерства, культуры, интеллекта. Надежда Грачева – артистка в самом точном значении этого слова. Есть в ней то осознание своего профессионального достоинства, своего предназначения, своей судьбы, которое не позволяет ей опускаться до мелкой житейской суеты. Она не участвует в престижных «тусовках», не дает скандальных интервью, не мелькает на телевизионных экранах. Ее место в жизни – сцена, и только она определяет ценность творчества артистки в глазах зрителя, для которого Надежда Грачева и работает. Хотя сама балерина слова «работа» применительно к своему творчеству не признает. «Я до сих пор не представляю, как можно сказать: “Я иду на работу”, когда идешь в театр», – сказала она в одном из своих интервью. И все же балет – это труд, это каждодневная изнурительная работа, это долгие часы в классе и репетиционном зале, когда отделываются, отшлифовываются, совершенствуются мельчайшие детали, крошечные нюансы танцевального текста, которые затем, собранные в общем пластическом рисунке партии, становятся теми штрихами, что делают образ королевы лебедей Одетты или несчастной баядерки Никии образом, созданным именно Надеждой Грачевой, образом, на который пал отсвет ее таланта, ее ощущения их внутренней жизни, ее индивидуального понимания их судьбы.
В Большой театр Надежда Грачева пришла в 1987 году сразу после окончания Московского хореографического училища. А начиналась ее балеринская биография далеко, очень далеко от Москвы – в Семипалатинске, городе, где не было своего театра оперы и балета, но в школах и дворцах пионеров имелись в немалом количестве балетные кружки и студии. Там будущая артистка и делала первые шаги на пути в Большой балет. Затем – Алма-Атинское хореографическое училище, где ее «углядела» выдающаяся балерина и педагог Марина Викторовна Кондратьева и способствовала переводу в Москву. И хотя Грачева завершала свое профессиональное образование в Московском хореографическом училище в классе Софьи Николаевны Головкиной, а затем в театре работала с великой Улановой, Марина Викторовна Кондратьева всегда оставалась и остается сегодня ее большим другом и наставником. «Это не просто отношения ученицы и учителя. Я бы сказала – у нас душевное общение... Мы понимаем друг друга даже не с полуслова, а с полужеста», – считает Грачева.
Школьная учительница Надежды Грачевой, по классу которой артистка выпускалась, Софья Головкина, сказала однажды: «Мы добываем алмазы, а бриллиантами они становятся в театре». Как показала жизнь, она была глубоко права: нередко ученик или ученица, успешно завершивший училище, в той труппе, куда он поступает, бриллиантом не становится. Чтобы стать им, алмазу должны быть присущи особые свойства – одного таланта оказывается недостаточно. Грачева стала бриллиантом, стала звездой. И не только благодаря ниспосланному свыше дарованию и редкостным природным данным – даже сейчас, став признанной примадонной Большого балета, она демонстрирует уникальное трудолюбие, серьезность и ответственность в отношении к профессии и – что особенно важно – неизбывное стремление предельно глубоко вникнуть в сущность душевной жизни своих сценических героинь. Каждая новая роль – это новые открытия, новая встреча с характером, человеческой личностью, которую следует познать и познакомить с ней зрителя. И все ее героини – и Жизель, и Одетта-Одиллия, и Никия («Баядерка»), и Раймонда, и Джульетта, и Мехменэ Бану («Легенда о любви»), и Эгина («Спартак»), и Китри («Дон Кихот»), и Хозяйка медной горы («Каменный цветок»), и Сильфида, и принцесса Аврора («Спящая красавица») – это яркие человеческие индивидуальности со своим внутренним миром, своим отношением к жизни, к окружающим, к своей судьбе... Даже в партии солистки в баланчинской «Симфонии до мажор», требующей от исполнительницы фейерверка технических фиоритур, Грачева ведет свою пластическую мелодию, согревая ее искренностью услышанных в музыке эмоций, наделяя холодный блеск хрустальных композиций хореографа теплым светом чистой русской песенной кантилены.
Надежда Грачева – воспитанница столичного хореографического училища, впитавшая и осознавшая уроки педагогов именно московской школы классического танца. И потому органично воспринявшая ее исполнительские традиции, которые формировали своим творчеством выдающиеся русские балерины Екатерина Санковская, Прасковья Лебедева, Любовь Рославлева, Екатерина Гельцер, а позже знаменитая плеяда – Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова... И потому, обладая блестящей, без изъянов танцевальной техникой, она никогда не стремится демонстрировать свои виртуозные возможности. И хотя школа классического танца остается основой основ любой партии артистки, их пластический текст органично впитывает новые интонации, движения обретают новые обертоны-ракурсы, новые акценты, а значит, танцевальная речь балерины начинает восприниматься зрителем как исполненный теплых и живых эмоций голос, присущий только ее Жизели, только ее Никии, только ее Раймонде или Мехменэ Бану...
Когда Грачева пришла в театр, ее здесь поначалу воспринимали как танцовщицу лирико-романтического репертуара. И первая ее большая роль – Повелительницы дриад в «Дон Кихоте» – подтвердила это мнение. Повелительница Грачевой действительно выглядела как видение, пригрезившееся Дон Кихоту в волшебном лесу: безукоризненные по гармонии позы, бесшумный бег на пальцах – «па де бурре», легкие красивые прыжки, даже не прыжки – полеты. Эти достоинства своего танца Грачева совершенствовала, развивала, обогащала, работая над другими, более крупными ролями. Начало настоящей своей карьеры, звездного восхождения сама балерина отсчитывает с роли Хозяйки медной горы, в которую она ввелась вскоре после окончания училища, но эта роль все же была отмечена лишь зоркими глазами балетоманов. Широкая публика и критика разглядели Надежду несколько позже – в 1991 году. Тогда Грачева впервые появилась в роли Одетты-Одиллии («Лебединое озеро») и Никии в «Баядерке», которую восстановил на московской сцене Юрий Григорович.
Выступления Грачевой в «Жизели», «Лебедином озере», «Баядерке» оборачивались пронзительными элегиями о несостоявшейся любви, о погибшем счастье, погубленной ложью, предательством, изменой судьбе. Каждое ее движение словно источало невидимые миру слезы. Зрительский успех рос от спектакля к спектаклю. Но сама балерина, видимо, чувствовала, что ее творческие возможности шире и многозначнее. И попросила у главного балетмейстера Юрия Григоровича разрешения подготовить партию Эгины в балете «Спартак». Он удивился, но согласие на эксперимент дал. Кто такая Эгина? У Надежды Грачевой Эгина, гетера, возлюбленная римского полководца патриция Красса, ослепительно прекрасна и царственно величава. Она действительно подлинная властительница мужских сердец. Но, по замыслу постановщика балета Юрия Григоровича, Эгина – это и интеллект (можно даже назвать ее мозгом и волей) Красса, и бесстрашный солдат Римской империи – недаром Красс и его легионеры удостаивают ее воинских почестей. Артистка представляет нам характер Эгины в постоянном движении. В каждой сцене, где появляется наложница Красса, очертания ее облика непостоянны и ускользающи – ее танец то взрывается неукротимым темпераментом («Оргия у Красса»), то прельщает красотой и грацией изысканных поз («Торжество Красса»), то выглядит сдержанным и сосредоточенным, как и мрачные раздумья Эгины, замышляющей способ погубить Спартака («Заговор»), то обольщает и пьянит в лагере восставших рабов, которых она в конце концов выдает легионерам Красса («Предательство»).
Героиня Грачевой в другом балете Григоровича – «Легенде о любви» царица Мехменэ Бану – восточная властительница. Ее судьба драматична: спасая от смерти сестру – принцессу Ширин, она пожертвовала своей женской красотой, навсегда лишившись возможности быть любимой. Чувство Мехменэ Бану к придворному художнику Ферхаду, который к тому же любит ее сестру Ширин и она отвечает ему взаимностью, безнадежно. Ни власть, ни богатство, ни поклонение окружающих не может заменить простого женского счастья, о котором мечтает царица. У Грачевой она словно застыла, замерла, погруженная в свои страдания. Танцевальный рисунок партии вычерчен артисткой острыми, ломкими штрихами. Властная, высокомерная, отгородившаяся от окружающих повелительница – таков внешний портрет Мехменэ Бану. Но Григорович, верный себе, стремится открыть зрителю ее смятенный внутренний мир. Грачева органично восприняла замысел хореографа – ее пластика эмоционально выразительна, в ней, как в зеркале, зримо отражаются те противоречивые чувства, что терзают душу царицы. В трио главных героев (эти малые ансамбли критика назвала трио «мыслей про себя»), где монолог каждого – его своеобразная духовная исповедь, позы и па Мехменэ Бану звучат как протяжные стоны измученного больного сердца, в сцене с Ферхадом, которую, наверное, следует назвать дуэтом – мечтой о невозможном, все наоборот: в высоких поддержках, свободных, раскованных позах царица Грачевой страстно говорит о своем чувстве.
Встреча артистки с такими партиями, как Эгина и Мехменэ Бану, не могла не сказаться и на прочтении Грачевой партий ее лирико-романтического репертуара, обогащая их и пластически, и эмоционально, расширяя и укрупняя характеры героинь Грачевой, делая их более объемными и многозначными. Пример тому созданный ею образ главной героини балета «Баядерка» Никии, которую на одном из международных фестивалей назвали «лучшей Никией мирового балета». И наверное, справедливо: танец Грачевой обрел в балете Петипа эмоциональный масштаб, широту и силу поистине трагедийного накала.
Артистическая индивидуальность Надежды Грачевой как балерины формировалась под воздействием личности великого хореографа современности Юрия Григоровича. Начиная с 1987 года, со времени своего прихода в Большой театр, она танцевала главным образом в его спектаклях, поскольку они составляли в те годы основу репертуара его балетной труппы. И не только в оригинальных сочинениях Григоровича – «Каменном цветке», «Легенде о любви», «Спартаке», «Ромео и Джульетте», но и в его версиях классического наследия – в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Баядерке», «Раймонде», «Дон Кихоте», «Жизели» – были для нее подлинной академией мастерства. Мощным импульсом для дальнейшего творчества Надежды Грачевой стало освоение точной и выразительной лексики произведений хореографа, восприятие его принципа логичного и последовательного построения драматургии балета в целом и каждого его образа в отдельности, проникновение в глубину психологии его героев, постижение его философских концепций. Весь этот грандиозный опыт помогает артистке в работе над партиями в балетах других авторов – в «Дочери фараона» Петипа–Лакотта, в «Последнем танго» Гордеева, в «Ромео и Джульетте» Лавровского, в баланчинских постановках, в «Леа» Ратманского.
В одном из своих интервью Надежда Грачева сказала: «Жизнь вынуждает балерину каждый день бороться с обстоятельствами и со своими недостатками – иначе перестаешь развиваться. А мне хочется совершенствовать свой танец, свое тело, узнавать в профессии что-то новое». Это качество балерины – стремление открывать, узнавать, постигать – делает ее сценические создания интересными для зрителя, запоминающимися, неординарными.
Н.А. Грачева – народная артистка России (1996), лауреат Государственной премии РФ (1996), Международного конкурса артистов балета в Варне (1984–1986), обладательница первой премии Всесоюзного конкурса артистов балета (Москва, 1988), премии «Бенуа де ля данс» на сцене Большого театра в Москве (1992), Гран-при Международного балетного конкурса в Осаке (Япония). В 2003 году она награждена орденом Почета.