ЛАНОВЕНКО Марк Трофимович (1912–2005)
Герой Советского Союза, полковник
Родился 30 марта 1912 года в селе Надеждовка Голованевского района Одесской области, в бедной крестьянской семье. Отец – Лановенко Трофим Максимович (1878–1923), участник Первой мировой и Гражданской войн. Мать – Лановенко Прасковья Ивановна (1888–1954). Супруга – Лановенко Антонина Васильевна (1920 г. рожд.). Сыновья: Лановенко Всеволод Маркович, Лановенко Валерий Маркович.
Будучи ребенком потеряв отца, который умер после тяжелого ранения, Марк рано начал трудиться. В семье было семеро детей, и он с лихвой испытал нужду. С 7 лет начал работать по найму, а в 12, окончив начальную школу, ушел на заработки. В 14 лет Марк Лановенко стал кадровым рабочим, через год вступил в комсомол. В числе первых комсомольцев-добровольцев отправился в Донецкую область добывать уголь. Работая в шахте, продолжал учиться. После окончания школы рабочей молодежи Лановенко был назначен бригадиром первой комсомольско-молодежной бригады на шахтах Донецкой области, в том же году стал членом ВКП(б).
В конце 1933 года Марк уезжает на учебу в совпартшколу в Мариуполь. К тому времени он окончил Мариупольский комуниверситет, на заочное отделение которого поступил, когда еще работал на шахте.
В Мариуполе Марк начал заниматься в городском аэроклубе. Небо влекло его, манила голубая даль. Летать, только летать – было заветной мечтой молодого шахтера.
Лановенко поступил в 11-ю школу военных пилотов в Луганске, где познакомился с легендарным впоследствии Николаем Гастелло. По окончании школы в 1936 году Лановенко получил назначение в 21-ю авиабригаду, которая базировалась под Ростовом-на-Дону. Начались упорные занятия по овладению летным мастерством.
Наконец, наступил долгожданный день: лейтенант Лановенко стал летать в составе штатного экипажа. В 1939 году его назначили помощником комиссара эскадрильи по комсомолу, но он продолжал оставаться и командиром экипажа. В том же году он был зачислен на заочное отделение самолетостроительного факультета Военно-инженерной академии имени Жуковского. А в сентябре экипаж Лановенко был командирован в Молдавию, откуда совершал боевые вылеты в Бессарабию. С декабря 1939 по март 1940 года экипаж Лановенко принимал участие в советско-финляндской войне. С первых дней Великой Отечественной войны экипажи 1-го авиаполка, в котором служил Лановенко, начали вылетать на боевые задания, нанося бомбовые удары по движущимся колоннам врага на разных участках фронта. Осенью 1941 года Лановенко принимал участие в обороне Москвы, Тулы, Ленинграда. С 16 декабря начались ночные вылеты по выброске воздушных десантов в тыл противника и вновь бомбовые удары по врагу на дальних подступах к Москве.
С 27 января по 16 февраля 1942 года экипаж Лановенко сбрасывал десанты в тыл врага, а также вооружение, медикаменты, продовольствие частям 1-го кавалерийского корпуса генерала Белова и партизанам. Затем он действует на Смоленском направлении, на Калининском, Брянском, Воронежском, Юго-Западном и Сталинградском фронтах.
В разгар боев за Сталинград экипаж Лановенко наносил бомбовые удары по скоплениям живой силы и техники противника в черте города, в том числе в районе Мамаева кургана и заводов. Даже в нелетную погоду самолеты 1-го гвардейского авиаполка продолжали бомбить врага у завода «Красный Октябрь», снижаясь над целью на предельно малую высоту.
Ранним утром 19 ноября 1942 года началась крупномасштабная операция советских войск с целью окружения и разгрома вражеских соединений под Сталинградом. В это время летчики 1-го гвардейского авиаполка внезапно атаковали железнодорожные узлы, которые противник использовал для перевозки воинских резервов и грузов. В канун нового, 1943 года авиаполк в полном составе уже бомбил с предельно малой высоты окруженного врага. Все 200 дней великой Сталинградской битвы 1-й гвардейский авиаполк принимал в ней активное участие. За экипажем Лановенко уже числилось 190 боевых вылетов. А всего за время Великой Отечественной войны Герой Советского Союза М.Т. Лановенко совершил более 400 боевых вылетов.
В начале 1943 года экипаж Лановенко откомандировали на Ленинградский, а затем на Южный фронт. С июня он воевал на Курской дуге – бомбил вражеские эшелоны на Брянском железнодорожном узле, громил врага на южном фасе Курского выступа в направлении Обоянь – Прохоровка... В конце июля, когда успехи советских войск на Курском направлении стали очевидными, Лановенко вернулся на Ленинградский фронт.
С сентября капитан Лановенко со своим экипажем по приказу Ставки ВГК, которой была подчинена дальняя авиация, выполнял боевые задачи на Центральном фронте. В середине сентября Лановенко с товарищами получил задание сбросить десант для форсирования Днепра, затем обеспечить всем необходимым сражающиеся в тылу врага отряды партизан. После выполнения этого задания 1-й гвардейский авиаполк в полном составе был переведен на 2-й Украинский, а затем на 1-й Украинский фронт. В конце ноября экипаж Лановенко обеспечивал высадку десанта Черноморского флота и Азовской военной флотилии в Крыму.
Зимой 1943–1944 года Лановенко бомбил врага под Ленинградом, оказывая помощь 2-й ударной и 42-й армиям в начавшемся 13 января наступлении, участвовал в бомбардировках военных объектов противника на территории Финляндии. Весной и летом 1944 года летчики выполняли боевые задачи в Молдавии, в полосе действия 2-го и 3-го Украинских фронтов, сражались с врагом в небе Белоруссии.
18 сентября был открыт «воздушный мост» между СССР и Словакией. Началась трудная и опасная операция по переброске в Словакию над занятой врагом территорией 2-й воздушно-десантной бригады армейского корпуса генерала Свободы. По окончании 24 октября 1944 года операции «Воздушный мост» начались вылеты экипажей АДД по доставке военных грузов словацким партизанам. В эти дни М. Лановенко действовал также на Варшавско-Берлинском направлении. В 1945 году он бомбил врага в Польше и Чехословакии, Венгрии и Восточной Пруссии, участвовал в сбросе воздушного десанта в Кракове, выполнял различные боевые и транспортные задачи на Берлинском направлении.
После войны Герой Советского Союза М.Т. Лановенко был переведен в воздушную армию Ленинградского военного округа. В октябре 1946 года он был отозван в Москву для продолжения учебы на 3-м курсе Краснознаменной военно-воздушной академии, куда Марка Трофимовича по его просьбе перевели из Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. После окончания академии М.Т. Лановенко служил старшим инспектором Авиации дальнего действия. Когда врачи запретили летать, он начал преподавать на кафедре тактики и истории военного искусства в академии. После увольнения из армии М.Т. Лановенко работал начальником учебной части ДОСААФ, затем редактором в Институте информации. Окончив высшие технические курсы усовершенствования, работал в ОКБ «Ильюшин» начальником патентной бригады, потом ведущим инженером. Получил ряд авторских свидетельств на изобретения, которые были внедрены в самолетостроение. До выхода на пенсию руководил народным университетом военных знаний при авиазаводе. Стал автором книги «Эхо войны» (1999).
Герой Советского Союза Марк Трофимович Лановенко награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, тремя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», орденами Чехословакии, и другими.