АМЕЛЬКО Николай Николаевич (1914–2007)
Адмирал, лауреат Ленинской премии
Родился 22 ноября 1914 года в Петрограде. Отец – Амелько Николай Лукич (1880–1957), белорус, рабочий. Мать – Амелько Татьяна Калиновна (1882–1917), умерла, когда Николаю было 2 года. Настоящей и заботливой матерью стала мачеха – Амелько Анна Михайловна. Супруга – Амелько Татьяна Николаевна (1917–1990), с которой Николай Николаевич счастливо прожил 51 год. Сын – Амелько Сергей Николаевич. Дочь – Амелько Ксения Николаевна.
Семья Амелько жила на 2-й линии Васильевского острова города на Неве. Жили бедно, но Николай с детства привык преодолевать трудности. Светлым, счастливым временем для него было посещение пионеротряда, где с увлечением участвовал в различных кружках, «живой газете» «Салют», в спектаклях. Со своей веселой «живгазетой» выступали на заводах и фабриках, в воинских частях. Особенно Николаю запомнились посещения кораблей морской пограничной охраны, которые базировались на острове Голодай, а также кораблей в Кронштадте. Именно тогда Николай увлекся морской романтикой и захотел стать моряком.
Однако сначала он учился в школе ФЗО, с 14 лет работал, а в 16 лет поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Практику курсанты проходили на парусной шхуне «Учеба», учебных кораблях, на крейсере «Аврора». После окончания училища в 1936 году молодых лейтенантов направили служить на корабли всех флотов, а шестерых выпускников, в том числе Н. Амелько, в Москву – в Разведывательное управление РККА. Начавшиеся в стране повальные репрессии коснулись и рядовых военных сотрудников. Придравшись к лейтенанту Амелько по какой-то пустяковой причине, представители «органов» его осудили, но вскоре оправдали. Уже в 1937 году он служил командиром электронавигационной группы боевой штурманской части учебного корабля «Ленинградсовет». И был счастлив, что занялся любимым делом, тем более, что на этом корабле, который обеспечивал штурманскую практику курсантов, были установлены новейшие навигационные приборы.
Когда началась война с Финляндией, толкового офицера назначили (с оставлением в должности на «Ленинградсовете») командовать высадочными плавсредствами в десанте на остров Сескар. После успешного выполнения боевого задания штурман вернулся на свой корабль и вскоре стал старшим помощником командира, а затем и командиром. С курсантами на борту «Ленинградсовет» плавал в Балтийском и Северном морях.
С началом Великой Отечественной войны Н. Амелько добился, чтобы корабль был срочно довооружен зенитными пушками и пулеметами, что и оправдало себя: базируясь в Таллине, это оружие моряки активно использовали при отражении воздушных атак фашистской авиации. Из экипажа корабля 20 матросов и старшин ушли в морскую пехоту для пополнения войск, защищавших город.
«Ленинградсовет» в числе других кораблей участвовал в известном переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Экипаж вел интенсивный огонь по вражеским самолетам. Умелым маневрированием командир избегал прямого попадания в корабль. Несколько моряков и сам командир были ранены, но не покидали своего боевого поста. Из воды было поднято около 400 человек с подорванных судов. За проявленное в бою мужество и умелое руководством личным составом Н. Амелько получил первую награду – орден Красного Знамени, и ему досрочно было присвоено звание капитан-лейтенанта.
Вместе с другими кораблями «Ленинградсовет» был направлен в осажденный город для усиления его воздушной обороны и артиллерийской поддержки наших войск. Все члены экипажа действовали активно, даже в разведку ходили, и это несмотря на скудное питание и другие трудности блокадного города. В январе 1942 года капитан-лейтенанта Амелько назначают командиром дивизиона кораблей – сетевых заградителей, а вскоре – командиром дивизиона катеров-тральщиков, переоборудованных в дымзавесчики, которые были необходимы флоту в условиях частых бомбежек и артобстрелов наших кораблей противником. Действуя на самой передовой и опасной линии, они надежно обеспечивали движение кораблей и подводных лодок на фарватере между Ленинградом и Кронштадтом, в Финском заливе, проводили разведку и дозор, высаживали десанты в тылу врага. Особенно трудной оказалась высадка на остров Пейсари, когда катера выдержали настоящий морской бой с немецкими кораблями и самоходными десантными баржами, оснащенными мощной артиллерией. Интересно, что в зимнее время часть моряков с катеров пересела на аэросани, с которых ставили дымовую завесу, для прикрытия передвижения наших войск. В частности, успешно обеспечили переброску 2-й ударной армии генерала И.И. Федюнинского с Лисьего Носа в Ораниенбаум для прорыва и снятия блокады Ленинграда. За боевые заслуги в сложных условиях дивизион катеров-дымзавесчиков был награжден орденом Красного Знамени, а его командир капитан-лейтенант Амелько – флотоводческим орденом Нахимова II степени.
Закономерный рост по службе грамотного и отважного офицера продолжался. Ранней весной 1945 года его назначают начальником штаба бригады траления Кронштадтского морского оборонительного района, в который входило 12 дивизионов (157 кораблей и катеров). Появился значительно больший объем работы. Война шла к завершению, необходимо было очистить от подводной опасности фарватеры, подходы к портам, обеспечить безопасное судоходство. А мин различных типов было выставлено несколько сот тысяч, поэтому для тральных сил война на Балтике продолжалась до 1953 года! Бывало, что в сутки бесстрашные моряки уничтожали до тысячи мин. Особые трудности возникали при поиске магнитно-электрических мин, которые могли сработать лишь при многократном прохождении над ними кораблей. Вот почему к этой нелегкой борьбе привлекались научные силы. На Балтике работал академик А.П. Александров, на Черном море – академик И.В. Курчатов. Были найдены оригинальные и эффективные способы противоминной борьбы, включая размагничивание кораблей и судов. Практическим внедрением новых способов в своем соединении руководил Н. Амелько.
Затем боевой и опытный офицер возглавлял (1949–1952) бригаду кораблей Охраны водного района Рижской военно-морской базы, состоявшей из нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых, противолодочных кораблей и катеров. Они базировались в устьях Даугавы, в 15 км от Риги. Снова кропотливая и опасная работа по уничтожению мин в реке и море. Причем тралить в реке было опасно из-за близости населенных пунктов, мостов, поэтому для обнаружения мин были привлечены водолазы. Новое слово в поиске и обезвреживании мин было сказано и самим Николаем Амелько. Четкую дозорную службу, траление и боевую подготовку личного состава контр-адмирал Амелько наладил и в 64-й дивизии кораблей Охраны водного района, начальником штаба и командиром которой он был с 1952 по 1955 годы (г. Балтийск).
После учебы в Академии Генерального штаба Н. Амелько в 1956 году стал начальником штаба – первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом – одним из самых больших флотов страны. Немало времени ушло на ознакомление с базированием сил флота, которое простиралось на огромной территории Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, на Чукотке. Флот тогда пополнялся новыми кораблями, включая атомные подводные лодки, ракетную технику. Все это потребовало усовершенствования тактических приемов в использовании сил, их базирования и боевом применении. Здесь как раз и пригодился богатый опыт вдумчивого начальника и кропотливого организатора. Он тщательно вникал и умело руководил всем большим флотским организмом. И это в условиях сложных отношений с соседней Японией и Соединенными Штатами. Вмешательство США в дела Вьетнама, разведывательная деятельность американских подводных лодок и самолетов вблизи Приморья – все это требовало от командования оперативной и правильной оценки обстановки и принятия мер по повышению боеготовности сил флота.
Когда вице-адмирал Амелько был уже командующим Тихоокеанским флотом (1962–1969), произошел опасный инцидент с задержанием американского корабля-шпиона «Пуэбло» в корейских территориальных водах военно-морскими силами КНДР. А СССР имел с этой дружественной страной договор о взаимной помощи. И вот у Вонсанской бухты появились авианосцы «Мидуэй» и «Энтерпрайс» с кораблями охранения. О сложившейся обстановке адмирал Амелько доложил в Москву, но, не дождавшись ответа, под свою ответственность объявил на флоте повышенную готовность и в район конфликта направил крейсер «Варяг», другие корабли, а также самолеты-ракетоносцы Ту-16. Действия командующего в Москве получили одобрение, правда, когда конфликт был уже исчерпан.
Оценивая высокие флотоводческие качества адмирала Н.Н. Амелько, Главнокомандующий Военно-морским флотом С.Г. Горшков представил его (1969) на вновь введенную должность – своим заместителем по противолодочным силам. И тут адмиралу пришлось очень много поработать, добиваясь снижения шумности наших подводных лодок, оснащения их, а также надводных кораблей и самолетов новыми, более совершенными средствами обнаружения, слежения и уничтожения лодок потенциального противника. И на новой высокой должности – заместителя начальника Генерального штаба (1978–1987) Николай Николаевич продолжал линию на дальнейшее улучшение боевой готовности флота, его всестороннего взаимодействия с сухопутными силами. Здесь ему довелось участвовать в переговорах по предотвращению инцидентов между иностранными кораблями в морях и океанах, сокращению присутствия в Индийском океане флотов США и СССР. В Республике Куба, по просьбе ее руководителей, обсуждались вопросы развития ее вооруженных сил.
Такая деятельность Николая Николаевича пригодилась ему после службы в Вооруженных силах, чему он посвятил 57 календарных лет (с выслугой – 62 года). В декабре 1987 года он был уволен в отставку с поста военного советника в группе генеральных инспекторов Министерства обороны. Но энергичный человек и опытный специалист не мог быть просто пенсионером, поэтому принял предложение на работу в Министерстве иностранных дел. Трудился в научно-координационном центре, в котором был консультантом по военным, в основном по военно-морским, вопросам. В частности, участвовал в «Эдинбургских беседах» и других международных мероприятиях. Всего ему довелось побывать в 28 странах мира.
Во время службы во Владивостоке Николая Николаевича избирали членом городского и краевого советов. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР и СССР. Являясь заместителем председателя Международного комитета «Мир океанам», участвовал в различных конференциях, «круглых столах» и всегда говорил правду о войне, на которой воевал все 1418 дней, особо подчеркивая героизм и мужество воинов-патриотов.
Вся жизнь адмирала Н.Н. Амелько была свидетельством нравственной красоты и порядочности, высокого патриотизма и верного служения народу, Отечеству. Он прекрасно разбирался не только в военном и морском деле, но и во многих областях науки и техники, в проблемах перспективных технологий. Кандидат военно-морских наук. Лауреат Ленинской премии за участие в создании космической системы целеуказания и освещения обстановки в Мировом океане.
Адмирал Николай Николаевич Амелько награжден 43 государственными наградами. Среди них: орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, три ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени, флотоводческие ордена Нахимова I и II степени, более 30 медалей, включая иностранные. В 2001 году Президент Российской Федерации В.В. Путин наградил адмирала орденом «Мужество», а в 2002 году – Почетной грамотой за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.