К 90-летию Михаила Козакова
К 90-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Михаила Козакова (1934-2011)
19 октября исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, Михаила Михайловича Козакова (1934-2011).
Биография Михаила Козакова – это яркая честолюбивая жизнь. Он занял совершенно особое, решительно свое место в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле – в отечественном искусстве в целом. Как актер он последовательно работал в Театре имени В. Маяковского (1956–1959), в «Современнике»(1959–1970), во МХАТе (1971–1972), в Театре на Малой Бронной (1972–1981) и позже, после перерыва, в «Ленкоме» (1986).
По признанию самого Михаила Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое – Н.Охлопков, О.Ефремов и А.Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. на улице Данте», где актер сыграл одну из главных ролей, и осенью этого же года – роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле.
В кино Михаил Козаков активно снимался в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но даже если бы Михаил Козаков сыграл только одну роль в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), то уже этим узаконил бы свое имя в кинематографе.
Вообще же фильмография актера Козакова огромна. Можно вспомнить трижды сыгранную роль Феликса Дзержинского (Государственная премия РСФСР), «Восемнадцатый год» (1958), «Трудное счастье» (1958), «Золотой эшелон» (1959), «Вдали от Родины» (1960), «Евгения Гранде» (1960), «Последние залпы» (1960), «Балтийское небо» (1960–1961), «Девять дней одного года» (1961), «Суд сумасшедших» (1961), «Строится мост» (1965), «День солнца и дождя» (1967), «Звезды и солдаты» (1967), «Повесть о чекисте» (1969), «Два дня чудес» (1970), «Гроссмейстер» (1972), «Исполняющий обязанности» (1973), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Иван да Марья» (1975), «Ярослав Домбровский» (1975), «Красавец мужчина» (1978), «И с вами снова я...» (1981), «Синдикат-2» (1981), «Товарищ Иннокентий» (1981), «Шестой» (1981), «Демидовы» (1983), «Кукарача» (1983), «Уникум» (1983), «Герой ее романа» (1984), «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся» (1984), «Воительница» (1986), «Храни меня, мой талисман» (1986), «Дураки умирают по пятницам» (1990), «Мастер и Маргарита» (1994), «Роковые яйца» (1995), «Ужин в четыре руки» (1999), «Чествование» (1999), «Двадцать четыре часа» (2000), «Игра в стиле модерн» (2002), «Чудная долина» (2004) и др.
В театре и кино в лучших своих ролях Михаил Козаков раскрылся как артист необычный, абсолютно русский, с извечным стремлением дойти до самой сути, превратить свое существование в поиск его смысла и тем самым обречь и себя, и близких на маету и одиночество, мучительно отделяя зерна от плевел, зло – от добра, грех – от благодеяний...
Жизнеописание М.М. Козакова вошло в уникальное издание Международного объединенного биографического центра "Кто есть кто в современной культуре".
* * *