К 105-летию народной артистки СССР Ольги Лепешинской
28 сентября исполнилось бы 105 лет замечательной отечественной балерине и общественному деятелю, народной артистке СССР, лауреату четырех Государственных премий СССР профессору Ольге Васильевне Лепешинской (1916-2008).
На сцене Большого театра Ольга Лепешинская исполняла партии Китри в «Дон Кихоте» Л.Ф. Минкуса, Авроры в «Спящей красавице» П.И. Чайковского, Одетты и Одилии в «Лебедином озере», Тао Хоа в «Красном маке» Р.М. Глиэра, Жанны в «Пламени Парижа» Б.В. Асафьева и другие.
В 1941 году была создана 1-я фронтовая бригада Большого театра. Ольга Лепешинская вступила в эту бригаду одной из первых. Всю войну артисты бригады выступали с полной отдачей. И наградой им были счастливые лица бойцов, на мгновение забывших о страшной войне.
В послевоенные годы О.В. Лепешинская много и успешно выступала на сцене, исполнила главную партию в фильме-балете «Граф Нулин».
Много лет О.В. Лепешинская была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления общества «СССР – Япония», членом правления общества «СССР – США», председателем оргкомитета международных конкурсов артистов балета в Москве, обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии «Энциклопедии балета».
Более 50 лет Ольга Васильевна являлась заместителем председателя Центрального дома работников искусств. Более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа. Была действительным членом четырех иностранных академий, членом-корреспондентом Академии искусств Германии, доктором гуманитарных наук Филиппин, профессором.
Среди звездной плеяды конца 30-х, 40-х и 50-х годов отечественного балета имя Ольги Васильевны занимает совершенно своеобразное место. Это время, когда на сцене блистали Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Наталия Дудинская, Раиса Стручкова, Алла Шелест.
Ольгу Лепешинскую отличало свое, ни на кого не похожее, лицо. Ее бесконечно техничный, волевой, темпераментный танец завораживал и увлекал неповторимой харизмой. Казалось, нет предела ее темповым взлетам и вращениям. Ее образ как бы олицетворял время, был сродни оптимизму эпохи, победе народа, его мечтам.
Такова была ее Светлана в одноименном балете – юная комсомолка, узнаваемая современниками. Такова была ее Суок в балете «Три толстяка». Особое место в творчестве Ольги Лепешинской занимают концертные номера. В миниатюре она умела передать целую жизнь. Знаменитый номер «Слепая» – маленький шедевр актерского проникновения в человеческую жизнь.
Жизнеутверждающая сила привлекала к творчеству Лепешинской и хореографов, и зрителей. Ее героини – полная юмора Мирандолина в одноименном балете и, конечно, Китри в «Дон Кихоте» – дарили людям радость и веру в счастливую жизнь.
Неуёмная на сцене, Ольга Васильевна проявляла интерес ко всем событиям жизни страны. Ее отзывчивой помощью пользовались коллеги и зрители.
Значительна роль Ольги Васильевны в Московском международном балетном конкурсе, где ряд лет она была председателем организационного комитета.
Можно долго перечислять все проявления ее общественной деятельности в стране – как президента Российской хореографической ассоциации, директора Центрального Дома работников искусств и за рубежом – в Германии, Венгрии, Швеции… главное - подчеркнуть ее увлеченность жизнью, преданность искусству и людям, его творящим.
Биография О.В. Лепешинской была опубликована в сборниках "Кто есть кто в современном мире" и "Кто есть кто в современной культуре".
********