9 августа 2018 года празднует 70-летний юбилей академик Российской академии художеств, народный художник РФ Евгений Николаевич Максимов
Светлана Георгиевна
Маслакова
заслуженный работник культуры РФ
член-корреспондент
Российской академии художеств
консультант отделения живописи РАХ
Евгений Максимов – признанный художник-монументалист. Его мозаики, фрески, рельефы, панно, росписи для храмовой архитектуры и общественных зданий отличаются большим мастерством, строгостью и безошибочным вкусом. Глубоко изучая опыт русского и мирового изобразительного искусства, Е.Н. Максимов постоянно совершенствуется, гармонично соединяя в своем творчестве духовное содержание образного строя и математическую логику композиционного построения.
Родился в 1948 году в красивом русском городе Кашира под Москвой. Старинные монастыри и храмы Каширы и ее окрестностей, мягкая, согревающая душу природа, да и весь уклад неспешной и сосредоточенной жизни детских лет оказали большое влияние на формирование личности художника. Талант его был замечен уже в раннем возрасте, когда его приняли в Московскую среднюю художественную школу, которую он успешно окончил в 1967 году.
Высшее образование художника-живописца он получил в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, окончил его в 1973 году по мастерской К.А. Тутеволь. Там же с 1982 года после окончания очной ассистентуры-стажировки он и работает по настоящее время. Является профессором (с 1999), ведет монументальную мастерскую (с 1990), руководит кафедрой живописи и композиции (с 2000). С 2001 года он возглавляет стажировку лучших выпускников художественных вузов в Творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств. Е.Н. Максимов также был единогласно избран руководителем вновь созданной в 1997 году кафедры монументальной живописи факультета церковных художеств в Московском Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, где работает и поныне. Талантливый педагог, опытный методист, обладающий особым даром в области преподавания живописи, рисунка и композиции, он более двух десятилетий строго и бережно воспитывает художественную смену, щедро делясь со студентами, преподавателями и коллегами секретами мастерства и развивая творческие индивидуальности молодых художников. Его учеников за высокий профессиональный уровень охотно принимают в творческие объединения. Среди них немало лауреатов и дипломантов международных, всесоюзных, всероссийских смотров, многие из его воспитанников стали преподавателями, имеют почетные и ученые звания, возглавляют творческие мастерские, входят в состав руководства художественных союзов и институтов. Максимовым создано целое направление, своя школа в современном монументальном искусстве, которая оказывает позитивное влияние на художественный процесс в нашей стране и за ее пределами. Ученики и стажеры Максимова работают в России и почти во всех государствах Ближнего зарубежья и многих странах мира, в том числе: в Швеции, Финляндии, Болгарии, Италии, Кипре, Люксембурге, Австрии, Эфиопии, Сирии, Йемене, Ливии, Ливане, Иране, Сенегале, Кубе, Китае, Южной Корее, Вьетнаме, Индонезии, Германии, США, Уругвае.
Его неоднократно приглашали участвовать в работе и возглавлять жюри отечественных и международных художественных конкурсов.
В 1999 году Максимова избрали членом-корреспондентом, а в 2000 – членом Президиума Российской академии художеств. В 2001 он стал действительным членом и Академиком-секретарем Отделения живописи, самого большого в Академии по численности, в которое входят крупные художники разных творческих направлений. Участие в работе Президиума, проведение мероприятий, посвященным юбилейным датам живописцев, открытие выставок изобразительного искусства, решение вопросов, относящихся к компетенции Отделения, касающихся станковой и монументальной живописи, консультативная и организационная помощь художникам и многое другое входит в сферу деятельности Е.Н. Максимова по Российской академии художеств.
Творческие успехи Е.Н. Максимова отмечены почетными званиями заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (1994), народного художника Российской Федерации (2005) и многими наградами, в том числе премии Москвы (2002), золотой медали Российской академии художеств (2002), ряда первых премий отечественных и зарубежных конкурсов. Он был удостоен православных орденов Святого Сергия Радонежского III степени и Святого Андрея Рублева III степени.
Дарование художника обратило на себя внимание еще в 1970-е годы. Мозаики «Хлеб» (Дворец культуры, г. Светлогорск, Ставропольский край, 1975), «Цветы и плоды» (Экспериментальный завод бытовой электроники, г. Быково, Московская области, 1976), «Земля Уральская» (Березниковский химический комбинат, г. Березники, Пермская область, 1977), в создании которых принимал участие Максимов, были отмечены премиями и дипломами Художественного Фонда РСФСР за лучшую работу года. Большой декоративностью и цветовой согласованностью отличаются живописное панно «Глупый шах» (Детский комбинат, г. Чирчик, Узбекистан, 1984) и серия гобеленов «Священные тексты» (для интерьера административного здания в г. Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты,
1987 – 1989). После победы в международном конкурсе художник в течение пяти лет работал над росписями храма-памятника «Во имя ВМЧ Святого Георгия», посвященного памяти погибших в войнах греков-киприотов (г. Кокинотремитхья, Кипр, 1991 – 1995) и фасада храма Святого Креста (г. Омолос, Кипр, 1991). Значительное место в творчестве Максимова занимают росписи в Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область), где под его руководством выполнены фрески Казанского собора (1996 – 1998) и Владимирского храма (1998). В 1999 году он стал лауреатом смотра «Реставрация-99» на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в историческом центре Москвы.
Работа в храме Христа Спасителя явилась важным этапом в творчестве мастера. Задания распределялись на конкурсной основе. Росписи самых ответственных и многотрудных частей интерьера были поручены творческому коллективу художников, возглавляемому З.К. Церетели, в состав которого входила бригада Е.Н. Максимова. В Верхнем храме исполнителями сводов четырех из пяти куполов, в том числе и центрального, были утверждены Е.Н. Максимов и руководимая им бригада художников. Особой сложностью отличалась работа над центральным куполом, самым большим по площади росписи в мире, представляющим собой грандиозный свод общей квадратурой около
В процессе работы Е.Н. Максимову приходилось решать не только творческие, но и сложные технологические задачи. Бригада Е.Н. Максимова воссоздала росписи и трех малых куполов, сюжеты которых заимствованы из Апокалипсиса. Также эти художники приняли участие в росписи свода Главного иконостаса. В декабре 1999 года воссоздание живописного убранства в Верхнем храме было завершено и принято Государственным советом с высокой оценкой.
Серьезного внимания заслуживают темперные росписи, созданные бригадой Е.Н. Максимова в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. На четырех круглых столбах изображены сюжетные композиции, посвященные великим русским людям. Среди них патриархи, цари, духовные пастыри и деятельные участники многовековой истории России. Художникам пришлось вести серьезные поиски портретных данных изображенных. Наибольшие сложности представляли образы руководителей церкви и государства средневековой Руси. Изучались летописи, древнерусская литература, иконография, изобразительное искусство. Бригаде Е. Н. Максимова удалось убедительно представить портреты великих мужей, подчеркнуть их индивидуальность. Изображения каждого столба в отдельности и всех четырех вместе объединены общим композиционным решением, соразмерностью деталей и целого, сдержанностью и благородством колорита, мягкостью и плавностью ритмов.
С 2000 года Е.Н. Максимов курировал создание внутреннего убранства в пяти залах трапезных палат храма Христа Спасителя. Для красного зала им написано пять больших икон (120 х 80) с изображениями Святого Даниила Московского, Святого Дмитрия Донского, Святого Александра Невского, Святого Василия Блаженного и Святой Матроны Московской, изображение города Москвы с предстоящими митрополитами московскими Петром и Алексием. Благодаря талантливому и мудрому руководству убранство было выполнено в кратчайшие сроки и на высоком художественном уровне.
Международное признание получила работа Е.Н. Максимова над монументальной живописью Кафедрального Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, выполненная в духе русской монументальной живописи конца XIX века и завершенная в 2003 году. Общество архитекторов Америки удостоило Максимова самой престижной премии не только в США, но и на всем континенте в этой номинации – Приза «За лучший дизайн» (2003).
Среди росписей в светской архитектуре большой интерес вызывает монументальная живопись двух сводчатых залов ресторана «Галерея художника» (Пречистенка, 19). Для «Итальянского» зала выбран язык итальянского художника круга Пьеро дела Франческо, для «Древнерусского» – русской средневековой миниатюры. Не стилизация под эпоху, а погружение в эпоху, которую отражает Е.Н. Максимов в своем творчестве, не игра в пространство, а его освоение и выстраивание – эти качества мастера проявляются в монументальных работах, как в церковных, так и в общественных интерьерах. Мелодичность и звучность цветовых сочетаний придают работам праздничность и торжественность.
Е.Н. Максимов успешно руководит творческой группой художников, вместе с которыми создал произведения монументальной живописи в храмовой архитектуре, общественных и административных зданиях более чем на 20 объектах.
Как художник, основная часть творчества которого посвящена церковному искусству, Е.Н. Максимов много внимания уделяет писанию икон. Кроме вышеназванных образов, следует упомянуть такие, как «Святая Марина» и «Обретение и воздвижение Святого Креста» (созданы в 1991 году и находятся в церкви Панагии Элеусы, Модулас, Кипр), «Христос Пантократор» (мозаичная икона, 1993, Лондон), «Спас Нерукотворный», (мозаичная икона, 1994, церковь во Имя Тихвинской Божьей Матери, Московская область), «Тайная вечеря» (1995, частное собрание, Кипр), иконы для храма Христа Спасителя и др.
Наряду с созданием монументальных произведений, художник работает и в станковом искусстве. Широкий диапазон его творческих возможностей включает портреты, исторические картины, пейзажи, натюрморты, интерьеры. Они имеют удивительное свойство: даже холсты малого формата несут в себе ощущение монументальности и значимости. В 1987 году он был награжден первой премией и дипломом за лучшую живописную работу года – картину «Крестьянки». Несомненный интерес представляют «Портрет узбечки», «Портрет Декханова» (оба написаны в 1986 году и находятся в Узбекистане, в Кокандском художественном музее), портреты С.А. Романова (1985, Подольская картинная галерея, Московская область), И.С. Гнатюка (1987, Черкасский областной художественный музей, Украина).
Значительное место в творчестве Е.Н. Максимова занимают пейзажи, особенно те, в которых изображены окские просторы, окружающие родную Каширу. Строгие и изысканные, немного отстраненные, и, в то же время, тонкие и поэтичные, они погружены в тишь задушевной русской природы. Это такие работы, как «Ока в сентябре» (1982, частное собрание, Сирия), «Август» (1984, Дирекция выставок СХ России), «Лесное озеро» (1985, Дирекция выставок СХ России), «Козловский лес в июне» (1986, Российская финансовая корпорация, Москва), «Весна в Кашире» (1987, Конфедерация Союзов художников стран СНГ), «Туманное утро» (1990, частное собрание, Москва), «Золотые шары» (1991, частное собрание, Кипр), «Октябрьские дожди», «На Оке», 1995, «Сентябрьское утро», 1997 (резиденция В.В. Путина, Нью-Йорк). Пейзажи написаны в реалистической манере и отображают реально существующие окрестности. Ясной композицией и тональной целостностью художник тонко передает состояние природы. Как и в стихотворном произведении в них звучат мелодии таинственной недосказанности и влюбленности в окружающий мир.
В последние годы мастер напряженно работал над созданием эскизов к росписям храмов Христа Спасителя в Калининграде (Кёнигсберге), Свято-Троицкого Подворья, Брюссель (Бельгия), внутреннего убранства храма Живоначальной Троицы в Новоголутвинском монастыре (г. Коломна). Сейчас он вдохновенно расписывает храм Модеста Иерусалимского в монастыре Симона Петра на Святой Горе Афон (Греция).