К 75-летию заслуженного художника России Нателлы Тоидзе
17 января отмечает 75-летний юбилей замечательный художник, живописец и искусствовед, продолжатель известной творческой династии, академик Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации Нателла Георгиевна Тоидзе. Она ведет активную выставочную деятельность. Ее персональные экспозиции, кочующие по различным регионам страны, большим и малым музеям, несут людям радость узнавания действительности, постижения красоты мира, мощную энергию добра и света.
Среди ее основных живописных работ: «Август» (2000), «Старая черёмуха. Ноябрь», «Валдай. Июль», «Охота» и «Золотые шары» (2001), «Сирень», «Интерьер» и «Антракт» (2002), «Натюрморт с коробкой», «Полдень в саду», «Лилии» и «Астры» (2003), «Красные лилии», «Сон» и «Старый Арбат» (2004), диптих «Северные Флора и Фауна», «Герцено» и «Ромашки» (2005), «Портрет Вадима», «Бабье лето», «Коломбина», «Полночь» и «Заморозки» (2006).
Нателла Георгиевна – участник проекта «Кто есть кто в современной России» выпуск 2 (раздел «Цвет нации»).
Мы поздравляем Нателлу Георгиевну с днем рождения, желаем счастья, семейного благополучия и, безусловно, новых творческих побед!
Хорошая живопись не имеет, по большому счету, привязки ко времени в его, так сказать, хронологической данности. Есть индивидуальность, мастерство и способность видеть не банально жизнь, природу. И потому для меня, как зрителя, Нателла Тоидзе не современный художник, а просто художник. Ценность настоящей живописи в том, что мимо нее нельзя «пройти», схватывая на лету лишь сюжетику, мотив и прочие внешние свойства. Она останавливает, заставляет вернуться, посмотреть еще раз – как это сделано, она погружает в свой мир цветовых пятен, созвучий и контрастов, обновляя наши ощущения, радуя свежестью живописных приемов. А работы замечательной художницы действительно пленяют не только «фабулой», но и самой плотью краски, мазка, сложностью и разнообразием цветовых замесов.
Светлана Степанова (журнал «Художник», 2011-7)
Мы видим зрелого мастера со своим художественным мировоззрением и принципами. Рука у нее сильная, манера мощная, темпераментная. Декоративность натюрмортов вблизи оказывается почти скульптурной живописью. Приближение необходимо. Это живопись длительного вживания. Плотность и сложность формы-цвета, цвета-формы, насыщенность обертонами, радует, заряжает энергией.
У Нателлы Тоидзе своя заповедь разнообразия. Есть художники, которые манеру, свой стиль «надевают» на любую натуру. Нателла принадлежит к иному типу живописцев – камертонных натуре. Натура – камертон настройки формы.
Паола Волкова (газета «Аргументы и факты», 2000, № 49)
Природу таланта художника объяснить до конца невозможно. Но когда в редкой гармонии соединяются тонкое поэтическое чувство и мастерство, облагороженные врожденным инстинктом вкуса, хочется верить в реальность чуда. Картины Нателлы Тоидзе дают представление о талантливом поиске новых пластических и смысловых аспектов в живописи.
Видишь, как упивается художница пластической свободой выражения. И ни одна композиция не повторяется. Что бы ни писала Нателла: горячие грузинские пейзажи, старинные церкви с куполами в среднерусских городах, сложные по полноте колористических эффектов натюрморты, – кажется, что ей удается схватить что-то от основ бытия.
Виктория Хан-Магомедова («Искусство», 2002 № 246)
***