Храм Христа Спасителя. Воссоздание
Храм Христа Спасителя. Воссоздание
Церкви и монастыри на протяжении столетий играли ведущую роль в облике древней столицы России Москвы. Уничтожение в советское время шести сотен религиозных сооружений нанесло в художественном и духовном отношении огромный ущерб городу. Были разрушены его важнейшие свойства, дошедшие от средневековья до первой половины XX столетия.
К тому времени, когда календарь миновал цифру 2000, к началу третьего тысячелетия от Рождества Христова, в Москве были окончены строительные и художественные работы по воссозданию храма Христа Спасителя. Именно в столице России был возведен крупнейший в мире памятник завершению XX столетия. И хочется верить, что его создание символически выражает не столько конец века, сколько начало новой эпохи.
История храма Христа Спасителя в Москве тесно связана с важнейшими историческими событиями, произошедшими в России в течение последних двух столетий. Может быть, поэтому и ждала храм столь сложная и необычная судьба, долгое создание в течение почти всего XIX века, трагическое уничтожение в XX столетии и возрождение в наши дни на рубеже тысячелетий - возрождение стремительное, побеждающее многочисленные трудности и препятствия...
История храма началась сразу после изгнания из России остатков некогда непобедимой армии Наполеона. В Рождество 25 декабря 1812 года император Александр I дал обет воздвигнуть храм в память об избавлении страны от нашествия. «В сохранение вечной памяти столь беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве воздвигнуть церковь во имя Спасителя Христа... Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем перед святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков» - гласил императорский манифест. Уже в этом первом замысле утверждалось особое значение храма для народа России, понимание ее истории, тесной связи истории храма с ходом жизни государства.
Первый проект храма был сделан в 1813 году молодым архитектором, воспитанником Академии художеств А.Л. Витбергом. Торжественная закладка храма состоялась на Воробьевых горах 12 октября 1817 года. Началось строительство, которое вскоре пришлось прервать из-за непригодности почвы.
Продолжая дело своего царственного брата, император Николай I утвердил в 1832 году новый проект, исполненный академиком архитектуры К.А. Тоном. Император лично выбирает место на возвышенности на берегу Москвы-реки рядом с Кремлем, на месте обветшавшего Алексеевского женского монастыря, учреждает комиссию по построению нового храма. Торжественная закладка храма Христа Спасителя в Москве состоялась 10 сентября 1839 года. Через десять лет, в 1849 году, был закончен свод главного купола, и лишь к 1860 году была завершена наружная облицовка. И долгих двадцать три года продолжалась после этого внутренняя отделка.
Работы осуществлялись по повелению императоров Николая I, Александра II и Александра III, по благоволению ныне причисленного к лику святых постоянного члена Святейшего Синода митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова). Непосредственное руководство работами осуществлял генерал-губернатор Москвы князь Д.В.Голицын и возглавляемая им комиссия по построению храма.
Храм Христа Спасителя стал одним из самых грандиозных в истории мировой культуры примеров синтеза различных видов изобразительного искусства. Благодаря митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету 13 декабря 1880 года храму присвоено наименование кафедрального. Его торжественное освящение состоялось 26 мая 1883 года в присутствии императора Александра III.
Архитектура храма, задуманная К.А. Тоном, была новой и значительной для своего времени. Собор Христа Спасителя стал первым церковным сооружением столь большой идейной значимости и грандиозного масштаба, где автор попытался суммировать национальные строительные традиции России, отличные от классицистических. Облик собора говорил о том, что русское зодчество было основано на византийской традиции, о том, как она была преобразована в течение эпохи средневековья владимирскими и московскими мастерами. В то же время он сохранил строгость и симметрию, рожденную «ученым» академическим классицизмом.
Художественное убранство храма также было для своего времени едва ли не высшим выражением российского академизма. Ф.П. Толстой, П.К. Клодт, П.А. Логановский, Н.А. Рамазанов участвовали в создании скульптуры на фасадах собора. Росписи принадлежали кисти Ф.А. Бруни, В.П. Верещагина, Н.А. Кошелева, И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, А.Т. Маркова, Т.А. Неффа, И.М. Прянишникова, Е.С. Сорокина, В.И. Сурикова, Г.И. Семирадского и ряда других художников, представлявших школу русской исторической живописи, сформированной Императорской академией художеств.
Кафедральным соборам отводилось важнейшее место в духовной жизни нации. Особое место в формировании национального духа имел храм Христа Спасителя, в сооружении которого, по мнению современников, участвовала вся Россия, где отмечались всенародные праздники, коронации, важнейшие события в жизни страны.
Трудно, наверное, даже невозможно найти постройку, которая бы больше «говорила» о Российском государстве императорской эпохи, о его богатстве и славе, о характере отношений монархии и Церкви и о мощи того, что было достигнуто русским народом в период, который, как мы теперь отчетливо понимаем, был временем его высшего расцвета в ходе тысячелетней истории. Со времени принятия христианства в России Церковь являлась объединяющей и укрепляющей силой, олицетворением духовного мира. Храм Христа Спасителя стал зримым воплощением Веры, величия и славы России. Именно поэтому собор Христа Спасителя после революции постигла трагическая судьба.
В 1917-1918 годах Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил патриаршество в России, и в храме Христа Спасителя был избран Патриарх Московский и всея Руси - святитель Тихон, причисленный ныне Русской Православной Церковью к лику святых. Однако уже январе 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «О свободе совести», и над храмом Христа Спасителя нависла угроза уничтожения. После опубликования постановления Комиссии Совета строительства Дворца съездов при Президиуме ЦИК СССР, наделенного законодательной властью, о сооружении в Москве Дворца советов на месте храма. 5 декабря 1931 года национальная русская святыня - храм Христа Спасителя был взорван. Этот взрыв, по замыслу советской власти, должен был обозначить разрыв с прошлым, уничтожение главного символа православия в столице, отказ от истории и политической, и духовной.
По утвержденному проекту было начато строительство Дворца Советов, которому не суждено было осуществиться. В оставшемся котловане в 1958 году был устроен плавательный бассейн «Москва». Полстолетия казалось, что храм исчез навсегда...
После исторических событий конца 80-х - начала 90-х годов наступил новый этап в жизни России. Огромную общественную значимость имело обращение в 1990 году Священного Синода Русской Православной Церкви в Правительство РФ с просьбой разрешить воссоздание Храма Христа Спасителя на его прежнем месте. Было организовано движение за возрождение храма и община Храма. Возрождение святыни связывалось с переосмыслением прошлого, настоящего и будущего России, достижением общественного согласия и национального единства.
16 июля 1992 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин подписал Указ «О создании фонда возрождения Москвы», где в перечне объектов на первом месте значился храм Христа Спасителя. Спустя два года, 31 мая 1994 года, правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления храма Христа Спасителя, а 7 сентября того же года состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма. Совет, призванный решать основные вопросы осуществления грандиозного проекта, возглавили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и мэр Москвы Ю.М.Лужков. Оперативное руководство сложнейшим архитектурным комплексом работ было возложено на первого заместителя Премьера правительства Москвы В.И.Ресина. Святейший Патриарх Алексий II, Ю.М.Лужков, В.И.Ресин постоянно бывали на строительной площадке.
Торжественная закладка воссоздаваемого храма Христа Спасителя состоялась 7 января 1995 года, на праздник Рождества Христова, патриарх Алексий II в присутствии председателя Правительства РФ В.С.Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент возрождаемой святыни.
Работой по созданию проектной документации руководил директор управления «Моспроект-2», главный архитектор проекта комплекса храма Христа Спасителя, заместитель председателя Москомархитектуры, академик и член президиума Российской академии художеств Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Международной академии архитектуры М.М.Посохин.
Национальную святыню воссоздавала поистине вся Россия: молитвами, покаянием, трудами, пожертвованиями. 8 сентября 1994 года был создан специальный Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя, председателем которого стал архимандрит Петр (Поляков), а исполнительным директором - И.М.Птичников.
Работы по строительству храма осуществлялись под руководством Заслуженного строителя РФ, лауреата Государственной премии Российской Федерации генерального директора АО «Моспромстрой» В.В.Мороза. Вместо долгих десятилетий строительные работы были закончены всего за четыре года, а на внутреннее оформление отводились считанные месяцы. Соблюдены исторические размеры храма и уровень вертикальной нулевой отметки, образовалась значительная стилобатная часть, в которой в настоящее время располагаются Нижний храм Преображения Господня, музей истории храма Христа Спасителя, зал церковных Соборов, служебные помещения.
Воссоздание художественного убранства храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Здесь снова, как и при первом строительстве храма, ведущую роль сыграла Академия художеств, прежде всего ее президент З.К. Церетели. Трудности были огромны: в XIX веке храм украшался художниками несколько десятилетий, сегодня удалось завершить все менее чем за два года - к 2000-летию Рождества Христова, что придает всей работе символический смысл.
29 марта 1995 года была образована комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя. Положение о ней было утверждено решением Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя; 26 мая 1995 года состоялось первое учредительное заседание Комиссии. За истекший период - к февралю 1998 года было проведено 40 ее заседаний. В Комиссию вошли специалисты -архитекторы, художники, представители Русской Православной Церкви и Правительства Москвы. Комиссия независима в своих профессиональных оценках и не связана с решением материальных вопросов, никто из членов Комиссии не имеет заработка от участия в ней.
В настоящее время состав Комиссии немногим отличается от утвержденного в 1995 году Общественным наблюдательным советом: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий -председатель, М. Посохин - первый заместитель Председателя Москомархитектуры, руководитель и главный архитектор проекта; А. Рочегов - президент Российской Академии архитектуры и строительных наук; А. Иконников-вице-президент Академии архитектуры и строительных наук; В. Филатов - профессор, реставратор высшей квалификации; протоиерей Герасим Иванов -иконописец; А. Матросов, в настоящее время -начальник Управления по реконструкции и развитию уникальных объектов г. Москвы, ответственный секретарь Комиссии.
В 1996 -1998 годах в состав Комиссии вошли новые члены: священник, член Союза художников, скульптор Леонид Калинин, члены Российской Академии художеств: от отделения графики - академик А. Шмаринов, от отделения живописи - академик Д. Жилинский и от отделения скульптуры - член-корреспондент А. Бичугов, заведующий факультетом скульптуры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, А. Кузьмин, главный архитектор г. Москвы. Двое членов Комиссии скончались: президент Российской академии художеств Н. Пономарев и академик, скульптор М. Аникушин; один член Комиссии - художник О. Савостюк покинул ее в связи с тем, что изъявил желание непосредственно участвовать в росписи Храма Христа Спасителя, что по положению о Комиссии не может сочетаться с членством в ней.
В первые дни после подписания указа о воссоздании храма в этот грандиозный процесс включилась Российская академия художеств. В Общественном наблюдательном совете по воссозданию храма активно работали академики Н.А. Пономарев, М.К. Аникушин, З.К. Церетели, М.М. Посохин.
Работы по воссозданию храма Христа Спасителя велись в постоянном контакте с представителями Русской Православной Церкви, назначенными для этой работы Святейшим Патриархом. Иеромонах Гурий (Федоров) и протоиерей Герасим (Иванов) начинали эту работу под руководством Митрополита Ювеналия, затем в конце 1995 года к этим священослужителям присоединился диакон Леонид (Калинин), впоследствии уже в сане священника ставший помощником президента Российской академии художеств З.К.Церетели в осуществлении основных работ по воссозданию врат, скульптур и росписи храма.
С целью подготовки кадров художников для работы в храме Российская академия художеств открывает отделение церковно-исторической живописи в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (более 70 лет в России иконописных школ не существовало).
Общегосударственное значение храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе. Президент Российской академии художеств Народный художник России, лауреат Государственных премий профессор З.К. Церетели стал победителем ряда всероссийских конкурсов. Им воссозданы 6 крестов, 16 врат, большие люстры храма, осуществлено благоустройство территории и многое другое. Исполненные по историческим материалам кресты храма образуют своеобразный пластический аккорд, завершают общий архитектурный строй соборного сооружения и придают художественную целостность всему комплексу.
К моменту воссоздания врат храма оказалось недостаточно историко-архивных материалов, была необходимость проведения дополнительных изысканий. Много вопросов возникало при выборе метода изготовления бронзовых врат, поскольку в XIX веке они выполнялись гальванопластическим способом, который не оправдал себя в условиях московского климата. Конструктивных дополнений требовало поворотное устройство створок врат, так как в прошлом веке процесс открывания их, огромных и тяжелых, требовал многих усилий. Врата храма - большая художественная ценность, они отличаются точностью пропорций, соразмерностью деталей, гармонией сложного декоративного оформления с его бесконечным разнообразием пластики, богатством композиционных приемов, образной выразительностью скульптурных форм. Мастерство художника проявилось и в техническом умении раскрыть эстетическую ценность материала, и в глубоком знании декоративных особенностей бронзы.
Неисчерпаемой темой для исследований является воссоздание скульптурного убранства храма Христа Спасителя, над которым под руководством вице-президента Российской академии художеств Народного художника России, лауреата Государственных премий Ю.Г. Орехова работали лучшие ваятели России, члены Российской академии художеств: И.М. Рукавишников, В.Е. Цигаль, А.В. Цигаль, М.В. Переяславец, К.Ю. Александров, А.Н. Бурганов, В.Э. Горевой, Т.М. Соколова, А.М. Белашов, выпускники академических вузов, скульпторы, удостоенные наград Российской академии художеств: И.А. Козлов, В.П. Мокроусов, М.О. Лушников, В.Ф. Губко, Д.Н. Тугаринов, А.М. Ковальчук, А.П. Смынин , М.В. Дронов и др. По инициативе Ю.Г. Орехова для решения многих творческих, организационных, экономических вопросов был создан фонд содействия скульпторам России «Скульптор». Трудно поверить, что в необычайно сжатые сроки помимо лепки рабочих моделей скульпторам пришлось провести большую поисковую работу, и ряд композиций по праву можно считать авторскими.
С первых дней работы над возрождением сложнейшего скульптурного убранства фасадов храма решалась проблема его сохранения в трудных экологических условиях Москвы. В XIX веке скульптура фасадов была выполнена из очень непрочного камня - московского доломита, что привело к быстрому разрушению рельефов и исполнению в 1910 году скульпторами С.М. Волнухиным и С.Т. Коненковым большого объема реставрационных работ. Тщательное изучение архивных материалов, стремление избежать печальных ошибок прошлого побудило Российскую академию художеств стать инициатором предложения о воссоздании скульптуры верхнего ряда из искусственного мрамора (который позволяет сохранить художественные достоинства и создать долговечные произведения), а скульптурные композиции нижнего ряда исполнить в бронзе.
По инициативе З.К. Церетели был налажен процесс отливки скульптуры на единственном в России заводе «Монументскульптура» в Санкт-Петербурге. Важно отметить, что этот крупный заказ позволил заводу сохранить в сложных экономических условиях производственную базу. Трудоемкая, требующая высокого мастерства работа по возрождению скульптурного убранства была исполнена в сжатые сроки. Огромные светлые плоскости фасадов оформлены гармонично скомпонованными двумя горизонтальными рядами скульптур, верхние из которых представляют собой рельефы в круге, расположенные в центре полукружий закомар, нижние - отдельные фигуры святых и большие сюжетные композиции. Скульптура играет значительную роль в архитектурном облике храма.
С 1994 года по поручению президиума Российской академии художеств вице-президент Академии Народный художник СССР, лауреат Государственных премий Е.И. Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком художественном уровне воссоздать живописное убранство храма Христа Спасителя, участвовал в организации первого и второго туров всероссийских конкурсов. В составе групп художников (руководители: А.В. Артемьев, В.А. Бакшаев, А.К. Быстров, С.Н. Репин, Н.Н. Соломин, А.Н. Устинович, З.К. Церетели, В.Н. Челомбиев), выигравших конкурс на право воссоздания росписей, и групп (руководители: В.Э. Бойцов, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Н. Медведев, В.Ф. Павлов, З.К. Церетели), победивших в конкурсе на право воссоздания орнаментальной живописи храма Христа Спасителя, большинство является выпускниками академических вузов: Санкт-Петербургского имени И.Е. Репина и Московского имени В.И. Сурикова. Группа художников под руководством З.К. Церетели победила в двух конкурсах и выполнила самые ответственные, масштабные и сложные работы, воссоздав росписи свода главного купола, барабана, трех малых сводов приделов и многое другое.
Всероссийские конкурсы 1996 года, организованные на право воссоздания росписей и орнаментов храма Христа Спасителя, показали, что от художников требовался не только высокий профессионализм, умение работать в манере академической школы, но и опыт работы в храмах, хорошее знание православных святынь, технологии живописи, иконографического канона и его развития. Вполне закономерно, что победителями стали в основном выпускники вузов Российской академии художеств, в которых сохраняются и успешно развиваются традиции академической школы. При этом было достигнуто решение целого комплекса сложнейших организационных, творческих и экономических проблем, применение новейших технических достижений при воссоздании художественного убранства храма.
Непосредственное оперативное руководство воссозданием росписей президиум Российской академии художеств возложил на вице-президента Е.И. Зверькова, который много труда вложил в работу над смысловой и художественной цельностью живописного убранства храма, в создание колористического и тонового единства всей системы росписей. Значительную часть росписей храма - сложные многофигурные композиции, расположенные на большой высоте, - воссоздавать приходилось в лучшем случае по нечетким черно-белым снимкам и описаниям сюжетов. Всем группам художников необходимо было заново решать задачи монументальной живописи, создавать композиционное и колористическое исполнение со строгой ориентацией на образец, в соответствии с утвержденной концепцией воссоздания живописи в интерьере храма.
Специалистами мастерской № 12 «Моспроекта-2», сотрудникам Российской академии художеств, художникам пришлось провести большую работу в архивах, библиотеках, музеях, побывать в различных городах России, Украины в поисках аналогов сюжетам росписей храма Христа Спасителя, поскольку он считался в свое время образцом. Например, народный художник России В.П. Псарев в результате поисковой работы выполнил 3500 фотоснимков.
22 сентября 1998 года был отслужен молебен и начата работа на стенах храма. Первыми к воссозданию живописного убранства приступили орнаменталисты. Творческие группы победителей конкурсов возглавляли замечательные мастера своего дела, художники, реставраторы: З.К. Церетели, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Ф. Павлов.
Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет основное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проемы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограммов сусального золота).
Первые леса для художников были установлены на галереях (хорах) храма. Именно с выполнения орнаментов сводов галерей началось возрождение былого живописного великолепия храма Христа Спасителя. Напряженная работа шла 24 часа в сутки, художники, сменяя друг друга, выполняли работы по подготовке поверхностей храма под живопись, переносили рисунок с картонов и шаблонов на стены, делали подмалевок, выполняли росписи.
Сохранен избранный в XIX веке митрополитом Филаретом характер пространственного развития росписей, их основная образная интонация. Храм Христа Спасителя - памятник воинской славы России, поэтому система росписи наряду с традиционными каноническими изображениями насыщена картинами, сюжеты которых связаны со знаменательными событиями в духовной и гражданской истории нашего Отечества, изображениями русских святых. Росписи размещаются последовательно сверху вниз.
Подкупольное пространство - традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть храма. Самая ответственная и сложная - масштабная роспись главного свода - композиция «Отечество», изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя - символа Святого Духа, и роспись пояса главного купола, где представлены Спаситель и Богоматерь. 33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика З.К. Церетели, опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 60-е годы. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Е.Н. Максимов - победитель многих европейских конкурсов, Народный художник России В.П. Псарев, В.П. Мясоедов, исполнившие росписи в нескольких московских храмах.
Ниже располагается живопись пилонов, повествующая об истории земной жизни Христа. Многофигурные композиции восточных пилонов «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» возродили художники под руководством В.А. Бакшаева. Картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» на восточных пилонах воссозданы художниками под руководством А.В. Артемьева. На северо-западном пилоне композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» исполнил Заслуженный художник России В.И. Нестеренко. Возрождали живопись юго-западного пилона - композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евангелист Марк» - Народный художник России С.Н. Присекин, С.П. Оссовский, М.А. Полетаев, А.К. Сытов.
Большие многофигурные композиции в четырех нишах пилонов выполняли художники под руководством Народного художника России, лауреата Государственной премии Н.Н. Соломина.
Довольно трудной задачей было изображение святых в медальонах центральных подпружных арок, с которой успешно в сжатые сроки справились художники С.В. Кузяков, В.Н. Медведев, А.Н. Карпухин (южная и восточная арки), а на северной и западной арке - В.Э. Бойцов, Т.П. Тарасов, В.М. Бибиков, П.К. Ивушкин, И.С. Петров.
Торжественность, праздничность, звучность колористического решения выражены в живописи приделов храма, воссозданная художниками под руководством З.К. Церетели, А.К. Быстрова, Н.А. Мухина, Е.Н. Максимова, В.П.Псарева, Н.В. Кочетовой, В.Г. Витошнова, В.Ф. Павлова.
Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях храма. Композицию «Крещение Господне» на северной стене галереи и «Вход в Иерусалим» на западной стороне исполнил Заслуженный художник РФ В.И. Нестеренко. Московский мастер В.М. Ананьев воссоздал на южной стене композицию «Сретение Господне». Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи, в приделе, посвященном святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора С.Н. Репина. Росписи в северном крыле галереи, в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского, исполнили художники под руководством профессора А.К. Быстрова. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством В.А. Черного. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством Заслуженного деятеля искусств России профессора В.Н. Челомбиева. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, члена-корреспондента Российской академии художеств, Заслуженного художника РФ Н.А. Мухина, которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания храма.
Огромную помощь художникам оказал созданный Художественный совет Российской академии художеств в который входили: Е.Г. Розанов (председатель), Е.И. Зверьков и М.М. Курилко-Рюмин (заместители председателя), а также члены совета А.А. Бичуков, О.А. Васнецова, Н.В. Воронов, Э.Н. Дробицкий, Д.Д.Жилинский, М.П. Митурич-Хлебников, Ю.В. Назаров, Т.Т. Салахов, Л.А. Соколова, Ю.Л. Чернов, А.Д. Шмаринов, Л.В. Ширшова (ученый секретарь). На заседаниях Совета решались многие творческие, художественные, технологические, иконографические, практические проблемы наиболее оптимальных и полноценных методов восстановления художественного убранства храма.
Своеобразный иконостас храма в виде кувуклии с художественной точки зрения представляет собой точно найденную архитектурную форму в интерьере храма и в целостном ансамбле живописного убранства, построенного на основе единой духовно-эстетической и иконографической системы. Иконы главного иконостаса воссоздавали художники и реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С.В. Филатова, С.Р. Брагина и объединения «Арх-храм» под руководством А.Н. Оболенского, А.В. Артемьева и Н.В. Нужного. Эта работа заставила художников многое переосмыслить в собственной творческой практике, способствовала созданию в храме глубоко духовной среды. Несмотря на многообразие форм, композиционных и колористических решений, достигнуто удивительное единство, гармония внутреннего пространства храма. Соответствие воссозданных росписей первоначальным оригиналам, православным канонам, дошедшим до наших дней архивным документам контролировала Комиссия по художественному убранству храма Христа Спасителя под руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (до 1998) и епископа Орехово-Зуевского Алексия (1999 - 2000), а также координационной группой специалистов Общественного наблюдательного совета, возглавляемой священником Леонидом Калининым.
Экспертно-консультативный совет по монументально-декоративному искусству при Правительстве Российской Федерации постоянно интересовался ходом воссоздания храма Христа Спасителя, проводил оценку и прием работ, оказывал большую консультативную помощь. Масштабная, не имеющая аналогов в современной художественной практике работа Российской академии художеств по воссозданию скульптурного и живописного убранства храма Христа Спасителя завершена в небывало короткий срок и принята с высокой оценкой государственной комиссией под руководством первого заместителя Премьера правительства Москвы В.И.Ресина 16 декабря 1999 года.
Среди предприятий, фирм, организаций - участников воссоздания храма Христа Спасителя: АО «Моспромстрой» (ген. дир. В.В.Мороз, зам. ген. дир. Ю.Р.Малюшин), ОАО «Москапстрой» (ген. дир. Л.А.Моносов), фирма «Монтажстройиндурстрия» (ген. дир. А.А.Капусткин), ЗАО «Инвестстрой» (ген. дир. А.С.Белобородов), Мунициальное предприятие «Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2» (дир. М.М. Посохин), Российская академия художеств (президент З.К.Церетели), Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя (исп. дир. И.М. Птичников), фирмы «Электрофакс» (дир. В.А. Григорьян), «Сакта» (дир. М.Р. Бейзеров), «Мосстроймеханизация» (дир. В.И. Родзинский), «Стальмонтаж - оптим» (дир. В.А. Истомин), архитектурно-производственный комбинат «Овенстрой» (дир. В.М. Мириимский), ЗАО «Агей - 7» (ген. дир. В.А. Агейченко), фирмы «Таргет» (ген. дир. В.И. Суслин), «Декор» (ген. дир. И.М. Борзых), Московский камнеобрабатывающий комбинат (ген. дир. В.Р. Ткач), МАПО «МИГ» (зим. дир. Е.Н. Махнач), «Борей» (ген. дир. Л.В. Поляков), «Баварский дом» (ген. дир. А.Я. Орлов), «Бенко» (представитель фирмы Пьер Джоджио Болеани), «РиК-С» (ген. дир. С.П. Ракшун), АМО «ЗИЛ», Межобластное научно-реставрационное художественное управление (дир. С.В. Филатов), фирмы «Терминал», «Моспромстройкомплект», «Бетон».
Ныне храм сияет своей нетленной красотой, являясь одним из доминирующих архитектурных центров города, украшая столицу своим горделивым видом и величавыми формами. К началу 2000 года храм был освящен, и патриарх Алексий II по этому случаю отслужил молебен. Созерцая и оценивая великий подвиг всех коллективов, воссоздавших храм, хочется сказать: честь, слава и благодарность всем руководителям и великолепным мастерам, возродившим святыню русского народа, ее замечательную архитектуру, скульптуру и фрески. Художественный облик и убранство храма трогают души его посетителей, наполняют их благоговейными и возвышенными чувствами и мыслями, взывают к добру и красоте. Все православные верующие святой Руси, равно как и дружественные представители других конфессий, а также неверующие люди, любящие свою Родину, ныне имеют вескую причину для духовного успокоения, радости и ликования. Возрождена святыня русского народа - храм Христа Спасителя в Москве.