ЗАБАШТА Василий Иванович (1918-2016)
Народный художник Украины, заслуженный деятель искусств Украины, профессор
Родился 18 июля 1918 года в селе Бабенково Изюмского района Харьковской области Украины. Отец – Забашта Иван Федорович. Мать – Забашта Анна Ивановна. Супруга – Забашта Людмила Ивановна (1937 г. рожд.). Дети: Забашта Галина Васильевна, Забашта Ростислав Васильевич.
Род Забашт – большой, знатный. Полхутора – это Забашты. Василий был младшим из одиннадцати детей. Его отец происходил из известного чумацкого рода, о котором вспоминает писатель и этнограф Григорий Данилевский в своей работе «Быт и обычаи украинских чумаков» (1857).
Еще ребенком Василий начал воспринимать яркость цвета. Рисовал углем и мелом на стенах хаты, стволах деревьев, заборах. Он очень любил читать, мастерить, но увлечение рисованием возобладало над всем. Василий поступает в изостудию и в двенадцать лет впервые пишет масляными красками портрет своего дяди. Его первыми учителями были художники Владимир Яковенко и Виктор Савин, которые, по выражению самого Василия Ивановича, «как звезды-зарницы освещали ему путь на высоты искусства».
В 1938 году Василий Забашта поступает в Харьковское художественное училище, которое стало для него первым храмом искусства. Его наставниками были К. Грипич, А. Головашов (ученик В. Серова), В. Касиян. Еще на первом курсе Василий становится победителем конкурса творческих студенческих работ. В картине-эскизе «Покушение на селькора» тепло света свечи боролось с холодом лунного света; свеча утверждала жизнь, луна – смерть.
В начале второго курса училища в 1939 году Василий Забашта был призван в Красную Армию и в качестве радиста направлен на войну с Финляндией. Первый бой оказался для него роковым. Получив тяжелое ранение, Василий много месяцев провел в госпиталях.
Вернулся он домой в мае 1941 года. Но началась Великая Отечественная война, и Забашта ушел добровольцем на фронт. Воевал на Юго-Западном (1941–1942), Брянском (1943) и I Украинском (1944) фронтах. После тяжелого ранения, полученного в 1942 году, Василий Иванович долгое время провел в госпитале на Урале. Однако в феврале 1943 года он снова возвращается в действующую армию. Воевал командиром бронетранспортера 7-го отдельного гвардейского мотоциклетного батальона в составе 10-го гвардейского танкового Уральского (впоследствии Уральско-Львовского) Добровольческого корпуса 4-й танковой Армии. Прошел Орловско-Курскую дугу и весь ад войны до Берлина и Праги.
Вот только некоторые эпизоды его боевой истории. 21 июля 1944 года гвардии старшина Василий Забашта в составе группы вел разведку противника в районе Глиняны. Под ураганным ружейно-пулеметным огнем он одним из первых пробрался к немецкой огневой точке и несколькими гранатами уничтожил ее. В дзоте он захватил портфель штабного офицера с важнейшими документами.
30 августа 1944 года Василий Забашта, действуя в головном дозоре в районе деревни Сабекуров, ночью пробрался к передней линии немецкой обороны и добыл важнейшие сведения о наличии и количестве танков, минометных батарей и направлении движения бронетранспортеров с пехотой противника.
2–5 сентября 1944 года Василий Иванович возглавлял группу, которая по заданию командования корпуса, действовала в районе расположения противника в деревне Бацновице. При выполнении задания он забросал гранатами и поджег два бронетранспортера с пехотой противника, уничтожил три вражеских патруля, перерезал две линии телефонной связи врага. При отходе группа попала под пулеметный огонь противника. Забашта вынес с поля боя тяжело раненного товарища и еще с двумя бойцами продолжал вести ответный огонь по фашистам, прикрывая отход своей группы.
В июне 1945 года в венгерском городке Шопроно он встретил художника Хорвата и впервые после семилетнего перерыва полтора месяца работал за мольбертом.
В августе 1945 года Василий получает десятидневный отпуск домой. Он тяжело переживает гибель матери и двоих братьев, болезнь отца. За время отпуска он сдает два экзамена, по живописи и композиции, в Харьковский художественный институт. На сдачу других – времени не остается. Василий возвращается в свою часть, но вскоре получает извещение о его зачислении на второй курс живописного факультета Харьковского художественного института.
После демобилизации, желая воочию увидеть известные шедевры мирового искусства, Василий Забашта вместе со своим армейским другом московским художником и военным корреспондентом Виктором Цигалем совершает путешествие по Европе к сказочной Элладе. Однако во всех больших городах Центральной Европы музеи были еще закрыты, а в Грецию попасть и вовсе не удалось.
Побывав на просмотре работ студентов Киевского художественного института в январе 1947 года, Забашта решает продолжить обучение живописи в Киеве. Он поступает в мастерскую Карпа Демьяновича Трохименко, руководителя историко-батальной мастерской.
Первая тематическая картина Забашты «Языка привели» (1949), написанная им на 4-м курсе, – дань личным фронтовым переживаниям и впечатлениям.
Окончив Киевский художественный институт в 1951 году, Василий Иванович поступает в аспирантуру. Его аспирантская работа – картина «В годы оккупации» (1955) – посвящена подпольщице-полтавчанке Ляле Убийвовк. В картине художник решал проблему искусственного освещения для раскрытия идеи произведения. Обе – по сути еще студенческие – картины имели успех у зрителей; они экспонировались на республиканских, всесоюзных и международных выставках.
К теме войны, порожденных ею людских трагедий Забашта возвращался и в своих последующих картинах «Салют победы» (варианты 1975 и 1978 годов), «Из похода не возвращаются сыны» (1984).
С ноября 1956 по апрель 1957 года Забашта находился в Китае в составе первой творческой группы советских художников. Все увиденное и пережитое старался перенести на полотно, бумагу. Групповая отчетная выставка «Сто дней в Китае», на которой была представлена серия его живописных и графических работ, имела успех в Москве и в Киеве. Для Василия Забашты открывалась «зеленая улица» творческой карьеры советского художника.
1960–1970-е годы для Василия Ивановича Забашты – время переосмысления общественной и личной жизни, поиска себя как художника и гражданина. Он ищет и находит тех, кто мог рассказать настоящую, истинную историю его родной Украины ХХ столетия. Это и бывшие заключенные сталинских лагерей биолог Николай Шарлемань, библиограф Григорий Коляда, известный искусствовед Степан Таранушенко. Неподдельные сокровища народного искусства открыл и показал для него, как и для многих других, скульптор, этнограф и коллекционер Иван Гончар. Все эти люди стали героями его портретов-картин.
В 1970–1980-е годы мастерской художника все чаще становится пленэр. Тревожное небо с тучами – его герои-бунтари. Разбитые соборы – трагические образы его Родины. Вместе с единомышленниками: художниками, писателями, учеными Василий Иванович Забашта много сил отдал защите культурного наследия Украины. Он вел активную работу в Обществе охраны памятников истории и культуры (1978–1990). Глубокий след в его творчестве оставила чернобыльская трагедия, которая, по его словам, заставила задуматься не только над судьбой земли-природы, но и над судьбой человеческой души. «Люди, защитите песню», – так называлась его картина-портрет певца-бандуриста Василия Литвина на фоне пылающего блока ЧАЭС.
Более пятидесяти лет творческая деятельность Василия Ивановича Забашты была связана с Киевским художественным институтом – ныне Украинской академией изобразительных искусств и архитектуры. Когда-то он был ее студентом, потом – долгие годы – профессором академии.
Более двадцати лет Василий Иванович отстаивал идею возрождения пейзажной мастерской в стенах Киевского художественного института. Она была возрождена в 1993 году уже в составе академии, а Василий Иванович стал ее руководителем. Пейзажный жанр, который соединяет поколения людей через любовь к родной земле, природе, наконец, занимает должное место в процессе воспитания молодых художников.
Его кисти принадлежит более 900 работ. Среди них тематические картины, пейзажи, натюрморты, портреты: «С. Гулак-Артемовский и М. Глинка» (1951), «Чайковский у Н. Лысенко» (1949), «Леся Украинка и Н. Лысенко» (1969), «В гостях» (1975), «Месть» (1971), «И. Франко на этапе» (1952), «П. Сагайдачный и Гальшка Гулавечивна» (1990–2000), «Т. Шевченко и члены Кирило-Мефодиевского братства» (1989–2000), портреты Н. Шарлеманя (1969), Г. Коляды (1976), Г. Ткаченко (1977), С. Таранушенко (1989), Т. Шевченко (1986) и многие другие. Василий Иванович – автор серии пейзажей с видами Крыма, Седнева, окрестностей Киева. Все тематические картины в настоящее время находятся в коллекциях музеев Украины. Многие портреты, пейзажи, натюрморты украшают собой частные коллекции картин в США, Канаде, Франции, Италии, Корее, Китае.
Василий Иванович Забашта – Народный художник Украины, заслуженный деятель искусств Украины, член Союза художников Украины с 1948 года, член обществ «Зеленый свит» (1989–1994) и «Украинська мова» (1989–1995).
За доблесть и мужество, проявленные на фронте, Василий Иванович Забашта был награжден орденами Славы II и III степеней, многими медалями.