Хроника событий 2020 года
К 90-летию со дня рождения народного артиста России Анатолия Кузнецова (1930-2014) 31 декабря страна отдаст дань памяти выдающемуся киноартисту, народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ Анатолию Борисовичу Кузнецову (1930-2014) в связи с его 90-летием. Анатолий Кузнецов обессмертил свое имя, сыграв красноармейца Сухова в великом фильме В. Мотыля «Белое солнце пустыни». По счастью для отечественного кинематографа, актер Кузнецов работал в нем много и плодотворно. За полувековую карьеру он снялся более чем в 100 картинах, среди которых: «Опасные тропы», «Гость с Кубани», «За витриной универмага», «Путешествие в молодость», «К Черному морю», «Случай на шахте восемь», «На дорогах войны», «Друг мой Колька!», «Остров Ольховый», «Дайте жалобную книгу!..», «Пакет», «Совесть», «Бабье царство», «Весна на Одере», «Украденный поезд», «Освобождение», «Горячий снег», «И на Тихом океане», «Единственная дорога», «Братушка», «По секрету всему свету», «В зоне особого внимания», «Инкогнито из Петербурга», «Хомут для Маркиза», «Последний шанс», «Право первой подписи», «Родное дело», «Частное лицо», «Школа», «Ответный ход», «Случай в квадрате 36-80», «На том берегу свобода», «Полоса везения», «Приключения Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные», «Битва за Москву», «Пять минут страха», «Без солнца», «На углу, у Патриарших», «Кавалеры Морской Звезды», «Райское яблочко», «Богатство», «День Победы», «Участок», «Турецкий гамбит». В разное время он принимал участие в спектаклях «Светлые души» по рассказам В. Шукшина, где исполнил шесть главных ролей с партнерами Л. Лужиной, Н. Крачковской и В. Голубенко; в спектакле «Суровое поле» по повести А. Калинина в паре с Н. Мордюковой, а также в антрепризе – комедийном спектакле французского драматурга «Семейный уикенд», в котором исполнил главную роль Стефана. Партнерами по сцене в этом спектакле стали Н. Фатеева, А. Шейко, В. Малявина. Все постановки с участием А.Б. Кузнецова имели огромный зрительский успех.
"Опасные тропы" (1954) "Гость с Кубани " (1955) "За витриной универмага" (1955) "К черному морю" (1957) "Случай на шахте восемь" (1957) "На дорогах войны" (1958) "Повесть о молодеженах" (1959) "Как я был самостоятельным" (1962) "Освобождение" (1969, 1970, 1971) "Белое солнце пустыни" (1969) "Горячий снег" (1972) "В зоне особого внимания" (1977) "Инкогнито из Петербурга" (1977) "Комета" (1983) "Берега вв тумане..." (1985) "Раскол" (1993) "Пером и шпагой" (2007) "МосГаз" (2012) ********** К 90-летию со дня рождения заслуженного мастера спорта СССР, олимпийского чемпиона Владимира Рыжкина (1930-2011) 29 декабря мир футбола вспомнит замечательного мастера кожаного мяча, прославленного динамовца Владимира Алексеевича Рыжкина (1930-2011) по случаю 90-летия со дня рождения. В 1950-х годах было мало нападающих, способных конкурировать в скорости с Владимиром Рыжкиным. Быстрый форвард, обладая резким стартовым рывком, беспрестанно терзал оборону соперников острыми фланговыми проходами, которые стремился завершать нацеленными передачами в штрафную площадь. Он задавал темп действиям коллектива, одинаково хорошо разгоняя атаки команды с обоих флангов. В коллекции спортивных достижений Владимира Рыжкина следующие звания: заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, трехкратный чемпион СССР, двукратный серебряный и бронзовый призер чемпионатов СССР, обладатель Кубка СССР. В. Рыжкин дважды под №2 входил в список 33 лучших футболистов сезона в СССР. После окончания спортивной карьеры Владимир Алексеевич 27 лет работал дипломатическим курьером, облетев земной шар и побывав во всех странах, с которыми СССР поддерживал дипломатические отношения. Иллюстрированная биография выдающегося спортсмена опубликована в эксклюзивном издании Международного Объединенного Биографического Центра "Легенды отечественного футбола". ********** К дню рождения Ларисы Семеновны Латыниной 27 декабря очередной День рождения празднует самая титулованная спортсменка всех времен и народов, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, двукратная абсолютная олимпийская чемпионка, девятикратная олимпийская чемпионка, обладательница восемнадцати олимпийских медалей, двукратная абсолютная чемпионка мира, многократная чемпионка мира, Европы, СССР, абсолютная чемпионка Японии, обладательница Кубка СССР Лариса Семёновна Латынина. Международный Объединенный Биографический Центр несколько лет назад выпустил книгу, посвященную Л.С. Латыниной, в которой приведены уникальные фотоархивы и эксклюзивное жизнеописание Великой спортсменки. От всего сердца поздравляем Ларису Семеновну и желаем ей здоровья, оптимизма и всего самого доброго!
"" *************
26 декабря в Москве на 99-м году жизни скончался легендарный советский разведчик, заслуженный сотрудник внешней разведки, полковник СВР в отставке Джордж Блейк (1922-2020). Он родился в Голландии, где в 1941 году после оккупации страны вступил в ряды Сопротивления, занимался распространением подпольной газеты "Врий Нидерланд". В 1943 году он перебрался в Британию, где через несколько лет стал штатным сотрудником разведслужбы Ми-6. В 1948 году Джордж Блейк окончил курсы русского языка для офицеров вооруженных сил в Кембридже (Даунинг-колледж) и, получив самые высокие оценки, был рекомендован на должность резидента Секретной разведывательной службы в Корее. В октябре под прикрытием должности вице-консула приступил к созданию агентурной сети на советском Дальнем Востоке. После захвата Сеула Корейской народной армиией Севера, Блейк и другие британские дипломаты были помещены в лагерь для военнопленных. Используя единственную книгу на русском языке «Капитал» Карла Маркса, Блейк совершенствовал свои знания языка и вместе с тем проникался верой в идеи марксизма. Через корейского офицера он передал записку в советское посольство с просьбой организовать встречу с представителем спецслужб. На этой встрече ему предложили сотрудничество. С помощью Блейка раскрыта одна из самых тайных операций ЦРУ и Ми-6 после Второй мировой войны, которая носила название «Голд». По территории Восточного Берлина довольно близко к границе западного сектора, проходила совершенно секретная подземная линия советской правительственной и военной связи в ГДР. Американцы построили туннель под границей, который примыкал к этой линии, и установили аппаратуру, позволяющую подслушивать и записывать все разговоры, ведущиеся по ней. Подслушивание и анализ разговоров по этой линии должны были дать такую ценную информацию, которую не мог добыть ни один агент. Благодаря Джорджу Блейку советская разведка знала все детали операции «Голд», и с самого начала она проходила под контролем советских спецслужб.
В 1961 году карьере Джорджа Блейка как суперагента КГБ пришел конец. Это связано с тем, что в США бежал заместитель начальника польской военной разведки полковник Голеневский, который сообщил, что в Англии КГБ имеет двух важных агентов - один в Ми-6, а другой в военно-морском флоте. Продолжительный поиск этих агентов привел к аресту советского нелегала Гордона Лонсдейла и его группы и вывел контрразведку на Блейка.
В марте Блейка неожиданно для него вызвали в Лондон якобы в связи с его новым назначением. Как только агент прибыл, сразу же начался допрос, которым руководил эксперт Ми-6 по СССР, Шэрголд. Разведчик отрицал свою вину несколько дней. Однако улики оказались весомыми, и ему пришлось признать факт своей работы на КГБ. В мае состоялся суд, на котором приговорен к сорока двум годам заключения.
В 1961 году карьере Джорджа Блейка как суперагента КГБ пришел конец. Это было связано с побегом в США заместителя начальника польской военной разведки полковника Голеневский, который сообщил, что в Англии КГБ имеет двух важных агентов - один в Ми-6, а другой в военно-морском флоте. Продолжительный поиск этих агентов привел к аресту советского нелегала Гордона Лонсдейла и его группы, и вывел контрразведку на Блейка. Разведчик отрицал свою вину несколько дней. Однако улики оказались весомыми, и ему пришлось признать факт своей работы на КГБ. В мае состоялся суд, на котором приговорен к сорока двум годам заключения. Тюрьма «Уордвуд Скрабс», где отбывал наказание Джордж Блейк, славилась тем, что из нее никто и никогда не бежал. Но он смог сбежать с помощью заключенных, не связанных с СССР, но выступавших за ядерное разоружение. После того, как Блейк оказался в СССР первое время он работал консультантом КГБ, а с 1974 года являлся научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений под именем Бехтера Георгия Ивановича. Заслуги Джорджа Блейка отмечены государством. Он получил звание полковника внешней разведки, награжден орденами Ленина, Отечественной войны, Красного знамени, а также удостоен ряда других наград. В 1990 году опубликовал свою автобиографию «Иного выбора нет». В 2007 году Блейк стал лауреатом Премии Службы внешней разведки Российской Федерации за автобиографию «Прозрачные стены». Международный Объединенный Биографический Центр готовил жизнеописание Джорджа Блейка для уникальной серии сборников "Кто есть кто в современном мире". Мы искренне скорбим в связи с кончиной выдающегося разведчика и человека и выражаем соболезнования его родным, близким, коллегам. ********** К 85-летию со дня рождения Героя Социалистического труда Виталия Хуссейновича Догужиева (1935-2016) 25 декабря 85-летний юбилей отметил бы крупный российский организатор ракетно-космической отрасли, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Виталий Хуссейнович Догужиев (1935-2016). Виталий Хуссейнович на протяжении своего трудового пути руководил несколькими предприятиями, производящими ракеты, затем на посту Министра общего машиностроения СССР возглавил всю ракетную отрасль. Он курировал программу «Энергия – Буран» во главе Государственной комиссии по летно-конструкторским испытаниям этого уникального комплекса. Свою карьеру государственного деятеля В.Х. Догужиев закончил на посту заместителя Председателя Совета Министров СССР. После отставки работал Генеральным директором ОАО «Военно-промышленная инвестиционная компания». В.Х. Догужиев возглавлял Совет ветеранов и старейшин Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, являлся членом президиума академии. ********** К 90-летию со дня рождения заслуженного мастера спорта СССР Арменака Алачачяна (1930-2017) 25 декабря мир баскетбола отметит 90-летие со дня рождения замечательного игрока и тренера, заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера РСФСР, четырехкратного чемпиона Европы, семикратного чемпиона СССР, двукратного обладателя Кубка европейских чемпионов, двукратного победителя Спартакиады народов СССР, серебряного призера Олимпийских игр Арменака Мисаковича Алачачяна (1930-2017). По признанию великого тренера Александра Гомельского, Арменак Алачачян – это «эпоха в баскетболе»: «Сам он бросал мало, но очень много подбирал мячей под щитом. Обладал необыкновенным чувством мяча. Игроков с такими физическими данными (рост 174 см) и такого класса и в советском, и в мировом баскетболе можно перечислить по пальцам». Алачачян в баскетболе – новатор, сделавший позицию разыгрывающего определяющей. Виртуозный плеймейкер, не знавший равных в индивидуальном мастерстве, превосходивший соперников и в быстроте чтения игры, и в скоростном розыгрыше, и техничном дриблинге. Признанный мастер «скрытого» паса, Алачачян приводил в восторг болельщиков своим знаменитым «трюком со щитом», когда он внезапно сильно и резко швырял мяч в щит, первым, опередив растерявшихся соперников, успевал к отскоку и либо сам отправлял мяч в корзину, либо передавал неприкрытому партнеру, который и завершал комбинацию. А. Алачачян написал более 100 статей, посвященных баскетболу, публиковался в газете «Советский спорт». В издательстве «Молодая гвардия» вышла его книга «Не только о баскетболе», в которой, тем не менее, главная тема – та же великая игра. Иллюстрированная биография выдающегося спортсмена и тренера опубликована в эксклюзивном издании Международного Объединенного Биографического Центра "Легенды отечественного баскетбола". ********** К 95-летию со дня рождения народной артистки РСФСР Ольги Аросевой (1925-2013) 21 декабря исполнилось бы 95 лет народной артистке РСФСР, лауреату Государственной премии РСФСР, заслуженному деятелю искусств ПНР Ольге Александровне Аросевой (1925-2013). Ее пани Монику из любимой юмористической передачи «Кабачок 13 стульев» – законодательницу мод, предприимчивую «светскую львицу» полюбила вся страна. Аросева снялась в таких популярных фильмах, как «Мы с вами где-то встречались...», «Девушка без адреса», «Берегись автомобиля», «Интервенция», «Трембита», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» и многих других. В Театре сатиры Ольга Аросева играла главные роли в спектаклях: «Пролитая чаша», «Господин Дюруа», «Свадебное путешествие», «Дело было в Конске», «Только правда», «Ложь на длинных ногах», «Тень», «200 тысяч на мелкие расходы», «Бидерман и поджигатели», «Дом, где разбиваются сердца», «Волшебные кольца Альманзора», «Пеппи Длинный чулок», «Нам пятьдесят», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пена», «Клеменс», «Маленькие комедии большого дома», «Горе от ума», «Босиком по парку», «Папа, папа, бедный папа!..», «Как пришить старушку», «Неаполь – город миллионеров», «Афинские вечера», «Мадлен и Моисей», «Вышел ангел из тумана», «Нам все еще смешно», «Ни сантима меньше» и другие. За роль Мадлен в спектакле «Мадлен и Моисей» актрисе вручена премия МК «за лучшую женскую роль». Парад в Тушино. Александр Аросев с дочерьми (впереди Оля), Лазарь Каганович, Иосиф Сталин, Клим Ворошилов и другие, 12 июня 1935 года. В начале творческой карьеры в Театре сатиры. 1950-е годы Актрисы Вера Васильева, Бронислава Тронова и Ольга Аросева на целине, 1952 год "Ложь на длинных ногах" (Театр сатиры, 1965) "Драгоценные зерна" (1948) "Великая сила" (1950) "Гость с Кубани" (1955) "Безумный день" (1956) "Девушка без адреса" (1957) "Это начиналось так" (1956) "Аннушка" (1959) "Яблоко раздора" (1962) "Обыкновенный человек" (1965) "Берегись автомобиля" (1966) "Кабачок "13 стульев"" (1969) "Интервенция" (1968) "Встречи на рассвете" (1968) "Трембита" (1968) "Секретарь парткома" (1970) "Старики-разбойники" (1971) "Золотая рыбка" (1985) "Графиня" (1991) "Даша Васильева. Любительница частного сыска-2" (2004) "Идеальное убийство" (2010) "Реквием по Радамесу" (2012) "Женщины на грани" (2013-2014) ********** К 90-летию народного артиста СССР Эдуарда Давидовича Грача 19 декабря мы направляем поздравления с 90-летием выдающемуся скрипачу, народному артисту СССР, лауреату премии Правительства Москвы, художественному руководителю камерного оркестра «Московия», профессору Эдуарду Давидовичу Грачу. Репертуар Эдуарда Грача и его оркестра включает музыку от Вивальди до Пьяццоллы и Шостаковича, в нем более 700 произведений. На счету Грача тысячи концертов, выступления с ведущими отечественными и зарубежными оркестрами под управлением таких мастеров, как К. Цекки, Ф. Конвичный, П. Ардженто, Т. Ханникайнен, К. Мазур, К. Зандерлинг, К. Иванов, С. Самосуд, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский, Ю. Темирканов, Н. Ярви, Д. Кахидзе, Д. Китаенко. Смычку Эдуарда Грача подвластна музыка как старинных манускриптов, так и романтических, классических и современных произведений от миниатюр до масштабных полотен. Эдуард Грач является первым интерпретатором многих сочинений современных авторов, в том числе посвященных музыканту – это концерты и пьесы А. Бабаджаняна, Ю. Крейна, Н. Ракова, К. Хачатуряна, Р. Щедрина. Пожелаем Эдуарду Давидовичу крепкого здоровья, осуществления творческих планов и неумолкающих аплодисментов на концертах «Московии». Эдуард Грач и Игорь Безродный на уроке у Абрама Ильича Ямпольского С А. И. Ямпольским. На вокзале после победы на конкурсе в Будапеште (Москва, 1949 год) ********* К 85-летию народной артистки России Светланы Дружининой 16 декабря мы поздравляем с юбилеем народную артистку России Светлану Сергеевну Дружинину. Свою сценическую карьеру она начала в хореографическом училище при Театре имени К.С. Станиславского и В.И.Немировича–Данченко, потом по конкурсу перешла в училище при Большом театре, где ее одноклассниками были будущие звезды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина. Окончить училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. На время академического отпуску Светлана Сергеевна стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П.И. Чайковского, затем ее пригласили вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. Позднее они стали ведущими первых КВНов. На телеэкране Дружинину увидел известный режиссер «Мосфильма» Самсон Самсонов и предложил главную роль в своей кинокомедии «За витриной универмага», где снимались Борис Тенин, Анатолий Кузнецов, Олег Анофриев, Иван Дмитриев. Так в жизнь Светланы Дружининой вошел кинематограф. С одной стороны, первая роль в кино принесла успех, с другой – Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. Так судьба привела ее во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова. После нескольких картин к молодой актрисе пришли успех и известность. Она стала популярной и любимой зрителями актрисой, несмотря на небольшое количество главных ролей. Для зрителя важно было не количество сыгранных героинь, а то, какие они, эти героини – яркие, выразительные, характерные. Таковы ее красавица Лариса в драме «Дело было в Пенькове» (1958) Станислава Ростоцкого; коварная, названная кем-то из героев фильма «жар-птицей» Анфиса в лирической комедии «Девчата» (1962) Юрия Чулюкина; Мария Косова в фильме «Одиночество» (1965). Помимо упомянутых картин она снялась в фильмах: «Мост перейти нельзя» (1960), «Орлиный остров» (1961), «На семи ветрах» (1962), «Где-то есть сын» (1963), «Какое оно, море?» (1964), «Зеленый огонек» (1965), «Любимая» (1965) и др. Огромный зрительский успех выпал на долю историко-приключенческого фильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», вышедшего на экраны страны в 1987 году. Молодые актеры Жигунов, Харатьян, Шевельков буквально на следующий день после телепремьеры проснулись знаменитыми. Популярность фильма была столь велика, что вскоре режиссер сняла два его продолжения: кинофильмы «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины–III» (1992). Поистине звездным был актерский состав трилогии: Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева, Михаил Боярский, Александр Абдулов, Людмила Гурченко... После фильмов о гардемаринах Светлану Дружинину назовут последним романтиком отечественного (советского) кино. Международный Объединенный Биографический Центр работал над биографией Светланы Сергеевны Дружининой для серии сборников «Кто есть кто в современном мире» и «Кто есть кто в современной культуре». Мы присоединяемся к поздравлениям миллионов поклонников Светланы Дружининой и искренне желаем ей крепкого здоровья и новых ярких творческих успехов. Светлана Дружинина - студентка ВГИКа, 1956 год "За витриной универмага" (1955) "Дело было в Пенькове" (1957) "Девчата" (1961) "Орлиный остров" (1961) "Где-то есть сын" (1962) "Собирающий облака" (1963) "Одиночество" (1964) "Одиночество" (1964) "Любимая" (1965) "Сердце России" (1970) На съемках фильма "Гардемарины-1787" ********** К 85-летию заслуженного деятеля искусств РФ Валентины Николаевны Холоповой 14 декабря исполняется 85 лет заслуженному деятелю искусств РФ и заслуженному деятелю науки и образования, лауреату премии Правительства РФ, доктору искусствоведения, профессору Валентине Николаевне Холоповой. Валентина Николаевна – выдающийся ученый, музыковед-теоретик, великолепный музыкальный критик, просветитель, активно развивающий и преумножающий великие традиции русской музыкальной культуры. Все работы В.Н. Холоповой – от монументальных книг до лаконичных заметок – наполнены музыкальностью, отмечены тонким и острым слухом, строгим и смелым вкусом, пониманием и ощущением самой новой музыки, всей музыкальной культуры в ее эволюции. Они привлекают вдумчивым, философским подходом автора к теме, умением понимать дух времени и откликаться на его призывы. Благодаря оригинальным аналитическим методам ей удается раскрывать тайны музыкальных сочинений ХХ века, оказывать влияние на профессиональный рост композиторов, помогать им совершенствовать композиторскую технику. За плечами В.Н. Холоповой – более полувека педагогической деятельности. В 1960 году, тогда еще аспирантка, она стала ассистентом в Московской консерватории, а в 1962 года была в этом ведущем музыкальном учреждении страны уже самостоятельным педагогом, вела свой излюбленный предмет «Анализ музыкальных произведений». Результатом ее педагогической деятельности стало основание в 2010 году научной школы, представителями которой являются несколько поколений музыковедов самых разных специальностей. Индивидуальный класс В.Н. Холоповой окончили десятки дипломников, кандидатов и докторов наук. Среди ее учеников – видные в мире ученые, такие как И. Стоянова (Франция), Д.К. Кирнарская (Россия), доктора наук Е.Н. Дулова (Белоруссия), Р.Я.Фахрадов (Россия), победители конкурса по программе «Фулбрайт» (США), дающей гранты выпускникам российских вузов, - О.В. Комарницкая, О.А. Левко, конкурса имени А. Гумбольдта (Германия) – М.Н. Лобанова, авторы книг О.И. Захарова, Е.А. Михалченкова-Спирина (Бордо, Франция), Э.А. Бабаев (Азербайджан), Р.Р. Султанова (Великобритания), Б.Г. Гнилов, А.Ю. Кудряшов, А.В. Наумов, Н.О. Власова, А.К. Санько, профессора И.Е. Лозовая, Ю.Н. Галиева-Соколаи (Торонто, Канада), педагоги вузов и музыкальных училищ. У В.Н. Холоповой, масса благодарных учеников и почитателей ее таланта. Международный Объединенный Биографический Центр чрезвычайно благодарен Валентине Николаевне за помощь в подготовке материалов о выдающихся российских музыкантах для серии сборников «Кто есть кто в современном мире» и «Кто есть кто в современной культуре». Биография самой В.Н. Холоповой также опубликована в одном из выпусков книги в разделе "Выдающиеся деятели современности". ********** Памяти народного артиста России Валентина Гафта (1935-2020) 12 декабря скончался народный артист России Валентин Иосифович Гафт (1935-2020). Среди множества интересных ролей, сыгранных В. Гафтом в кинематографе, особенно запомнились его образы, в фильмах Э. Рязанова. Отец-командир («О бедном гусаре замолвите слово...»), Председатель кооператива («Гараж»), Чиновник «Главного управления свободного времени» («Забытая мелодия для флейты»), Президент («Небеса обетованные»). Валентин Гафт снялся в фильмах: «Убийство на улице Данте», «Первый курьер», «Бешеное золото», «Кентавры», «Черная курица, или Подземные жители», «Таможня», «Фуэте», «Воры в законе», «Визит дамы» и многих других. Его известные работы на телевидении: «Будденброки», «Записки Лопатина», «Тайна Эдвина Друда», «На всю оставшуюся жизнь», «Архипелаг Ленуар», «Короли и капуста», «Здравствуйте, я ваша тетя». Основные роли В. Гафта в театре «Современник»: Глумов («Балалайкин и Компания»), Лопатин («Из записок Лопатина»), Горелов («Спешите делать добро»), Джордж («Кто боится Вирджинии Вульф?»), Городничий («Ревизор»), Рахлин («Кот домашний средней пушистости»), Вершинин («Три сестры»), Жених («Нечто вроде комедии»). Валентин Гафт – автор книг: «Стих и эпиграмма», «Валентин Гафт», «Я постепенно познаю», «Жизнь – театр» (в соавторстве с Леонидом Филатовым), «Сад забытых воспоминаний», «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы». Коллектив Международного Объединенного Биографического Центра скорбит вместе с миллионами поклонников таланта выдающегося актера и выражает искренние соболезнования его супруге Ольге Михайловне, близким и друзьям Валентина Иосифовича. "Поэт" (1956) "Убийстыо на улице Данте" (1956) "Олеко Дундич" (1958) "Нормандия-Неман" (1960) "Русский сувенир" (1960) "Мы, русский народ" (1965) "Первый курьер" (1967) "Калиф-аист" (1968) "Дорога на Рюбецаль" (1971) "Записки Пиквикского клуба" (1971) "Всего несколько слов в честь господина де Мольера" (1973) "Жребий" (1974) "Иван да Марья" (1974) "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975) "На всю оставшуюся жизнь" (1975) "Короли и капуста" (1978) "Гараж" (1978) "О бедном гусаре замолвите слово" (1980) "Тайна Эдвина Друда" (1980) "Черная курица. ил Подземные жители" (1980) "Гонки по вертикали" (1982) "Жизнь Клима Самгина" (1986-1988) "Фуэте" (1986) "Аэлита, не приставай к мужчинам" (1988) "Небеса обетованные" (1991) "Анкор, еще анкор" (1992) "Мастер и Маргарита" (1994) "Мастер и Маргарита" (2005) "12" (2007) "Утомленные солнцем-2: Предстояние" (2010) "Жизнь и приключения Мишки Япончика" (2011) Спектакль "Вишневый сад" ******************** К 95-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Владимира Яковлевича Шаинского (1925-2017) 12 декабря 95-летний юбилей отметил бы выдающийся композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Владимир Яковлевич Шаинский (1925-2017). Владимир Шаинский – автор десятков мелодий из любимых художественных и мультипликационных фильмов. Среди них кинокартины «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист, ясный сокол», «Пока бьют часы», документальный фильм «Шаги истории», мультфильмы «Чебурашка», «Шапокляк», «Катерок», «Крошка – енот», «Трям, здравствуйте!», музыкальные сказки «2х2=4», «Площадь картонных часов» и другие. Владимиром Шаинским написаны более 300 песен, многие из которых стали популярными: «Дрозды», «Береза белая», «Уголок России», «Багульник», «Когда цвели сады», «Белые крылья», «Не плачь, девчонка», «Идет солдат по городу», «Цыганский хор», «Песня крокодила Гены», «Улыбка», «Через две зимы», «Кузнечик», «Антошка», «Про папу», «Пропала собака», «Крылатые качели», «Облака», «Мамонтенок», «Любви негромкие слова». Перу Владимира Шаинского принадлежат также: опера для детей «Трое против Марабука»; мюзиклы: «Аз, Буки, Веди», «Путешествие Нильса», «Восьмое чудо света», «Лифт», «Джельсомино и пираты», «По сказкам и континентам», «Рэкет», «Жених для приданного». Жизнеописание Владимира Яковлевича Шаинского представлено в сборниках Международного Объединенного Биографического Центра "Кто есть кто в современном мире" и "Кто есть кто в современной культуре" в разделе "Выдающиеся деятели современности". ********** К 80-летию заслуженного мастера спорта СССР Анны Дмитриевой 10 декабря исполняется 80 лет заслуженному мастеру спорта СССР, многократной чемпионке СССР Анне Владимировне Дмитриевой. Она была сильнейшей теннисисткой СССР конца 1950-х-1960-х годов и одной из ведущих мастеров ракетки в Европе в середине 1960-х годов. Первой среди советских теннисисток она стала участницей Уимблдонского турнира и попала в полуфинал этого престижного соревнования. После завершения спортивной карьера она стала популярным спортивным комментатором, одним из организаторов первого в России спортивного телевизионного канала. Таков краткий послужной список Анны Дмитриевой. А.В. Дмитриева была дочерью главного художника МХАТА Владимира Дмитриева и знаменитой актрисы Марины Пастуховой, крестницей супруги А. П. Чехова, Ольги Книппер-Чеховой. Поэтому никто не сомневался, что она продолжит богемную династию. Никто не ожидал, что она выберет спорт! Уже в 16 лет она была одной из самых перспективных спортсменок, выступала наравне со взрослыми, а всего через год выиграла первый матч в международном турнире у француженки, которая почти годилась Дмитриевой в матери. После ее победы над чемпионкой Англии Я. Трюби английский журнал писал: "Как могло случиться, что представительница неведомого красного тенниса нокаутировала первую ракетку Великобритании? Это удар по нашему национальному престижу и укор нашим всемирно известным теннисным специалистам". На корте она отличалась высочайшей техникой, умением быстро и правильно прогнозировать действия соперниц на площадке, вариативность ударов позволяли ей успешно решать на корте самые разнообразные задачи. Ее уверенно можно считать первой советской теннисисткой, освоившей передовое наступательное игровое оружие. Тактика быстрого нападения, разнообразные удары у сетки, довольно сильные, чуть подкрученые удары с задней линии составили главное украшение ее игры. Все это позволило Анне Дмитриевой вскоре стать сильнейшей теннисисткой страны и на долгие годы удерживать за собой титул непобедимой на корте. Авторитет Анны Дмитриевой в теннисе непререкаем. О таких, как она, говорят - профессионал. Короткие и емкие комментарии Дмитриевой доставляли любителям тенниса истинное удовольствие. Ее рассудительной, без лишних эмоций манере вести репортажи и пониманию спорта могут позавидовать многие. В 1995 году она впервые вела репортажи с Уимблдонского теннисного турнира, которые стали настоящей сенсацией. С тех пор каждый год большое количество зрителей смотрело турнир в прямом эфире по НТВ, несмотря на разницу во времени между Лондоном и Россией. Эксклюзивные трансляции НТВ с Уимблдона в 1995-1999 годах велись Анной Дмитриевой совместно со знаменитым российским теннисистом и уимблдонским финалистом Александром Метревели. В 1997 году она была удостоена звания лауреата премии "Золотой микрофон" в номинации "лучший спортивный комментатор российского телевидения". Подробная биография Анны Владимировны Дмитриевой вошла в уникальную серию сборников Международного Объединенного Биографического Центра «Кто есть кто в современном мире» в раздел «Выдающиеся деятели современности». ********** К 75-летию народного артиста России Евгения Стеблова 8 декабря поздравления с 75-летним юбилеем принимает народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской, лауреат Национальной кинематографической премии «ТЭФИ», профессор, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России Евгений Юрьевич Стеблов. На счету Евгения Стеблова более 40 картин. Многие фильмы с его участием имели огромный зрительский успех, среди них – «Я шагаю по Москве», «До свидания, мальчики!», «Урок литературы», «Вас вызывает Таймыр», «Егор Булычев и другие», «По семейным обстоятельствам», «Раба любви». За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» он удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской. На сцене театра имени Моссовета, в котором актер работает уже почти полвека, им созданы образы Алеши Карамазова, Ростанева («Село Степанчиково и его обитатели»), Платона («Правда хорошо, а счастье лучше»), Бракка («Гедде Габлер»), И.С. Баха («Возможная встреча»), Гаева («Вишневый сад») и многие другие. Е.Ю. Стеблов – автор повестей «Не я», «Возвращение к ненаписанному», «Против кого дружите?». Евгений Стеблов – профессор РАТИ, художественный руководитель актерского курса. Член Союза театральных деятелей России, член правления Гильдии актеров, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Пожелаем юбиляру неиссякаемой творческой энергии и новых замечательных работ в кино и на театральной сцене. "Я шагаю по Москве" (1963) "До свиданья, мальчики" (1964) "Когда играет клавесин" (1966) "Похищение" (1969) "Вас вызывает Таймыр" (1970) "Укрощение огня" (1972) "Раба любви" (1975) "Принцесса на горошине" (1976) "Любовь Яровая" (1977) "По семейным обстоятельствам" (1977) "Провинциальная история" (1977) "Пока безумствует мечта" (1978) "Дачная жизнь" (1979) "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979) "Осенний подарок фей" (1984) "Не ходите, девки, замуж" (1985) "Русь изначальная" (1985) "Комедия о Лисистрате" (1989) "Наш человек в Сан-Ремо" (1990) "Аномалия" (1993) "Черный клоун" (1994) "День выборов" (2007) "Жить дальше" (2013) На презентации сборника "Кто есть кто в современном мире" Международного Объединенного Биографического Центра ********** Памяти заслуженного мастера спорта СССР Виктора Понедельника (1937-2020) 5 декабря отечественный футбол понес тяжелую утрату. Скончался заслуженный мастер спорта CCCР, обладатель Кубка Европы, серебряный призер Кубка Европы, главный редактор еженедельника «Футбол–Хоккей» (1984–1990), кавалер Рубинового ордена УЕФА, почетный гражданин города Ростов-на-Дону Виктор Владимирович Понедельник. Виктор Понедельник как-то незаметно появился на футбольном горизонте. Ни его первый тренер Иван Гребенюк, работавший в ростовской юношеской команде «Буревестник», ни самые искушенные ростовские болельщики, ни даже его родители никогда не предполагали, что высокий, тоненький белокурый мальчик станет со временем лучшей «девяткой» страны и возьмет на себя авторство золотого гола в розыгрыше первого Кубка Европы — единственного крупного международного турнира, выигранного отечественной сборной на профессиональном уровне. Лев Яшин как-то вспоминал, что В.Понедельник, попав в сборную СССР, вел себя скромно, сдержанно, внимательно постигал азы трудной футбольной науки. Виктор Владимирович тоже однажды вспомнил свое появление в сборной СССР. Он писал, как с ним, а также с другими молодыми игроками, впервые попавшими в главную команду страны, — Михаилом Месхи, Славой Метревели, Геннадием Гусаровым — великий тренер Гавриил Качалин занимался больше, чем с опытными футболистами, внушал веру в собственные силы, давал понять, что спрос в сборной команде со всех одинаковый. Звездный час Понедельника в сборной СССР, о которой он так мечтал, наступил летом 1960 года. Первый Кубок Европы стартовал за два года до финала во Франции, куда советские футболисты попали после двух побед в матчах с венграми. Приглашение в сборную страны футболист получил весной 1960 года, когда команда готовилась к матчам со сборной Испании. За неделю до поездки в Мадрид подопечные Гавриила Качалина сыграли в Лужниках товарищеский матч с Польшей. И в этой встрече наконец-то нашлось место Понедельнику. Результат превзошел все ожидания: сборная СССР победила со счетом 7:1, а дебютант из Ростова забил три мяча! Крупная, атлетическая фигура Виктора нравилась знатокам и зрителям, внушала надежды на сокрушительные возможности этого центрфорварда. Он сочетал в себе мастерство бомбардира и организатора атак, его не надо было страховать от грубой игры чужих защитников — он сам внушал им почтение. В памяти всех, кому довелось видеть Понедельника на поле, он остался смелым, нацеленным на ворота нападающим, обладавшим мощным ударом с обеих ног. Пять раз Виктора Понедельника включали в списки лучших игроков сезона: четырежды в 1960–1963 годах под первым номером и в 1959 году — под третьим. Оставив футбольное поле, Виктор Понедельник переключился на журналистику. Газета «Советский спорт» стала для него новой «командой», в которой он, несмотря на отсутствие опыта, сразу получил от главного редактора «капитанскую повязку» — был назначен редактором отдела футбола. С февраля 1984 года Виктор Владимирович стал главным редактором популярного еженедельника «Футбол–Хоккей». Понедельник-редактор оказался не менее сильным и целеустремленным, чем Понедельник-футболист. Он решительно боролся против администрирования в прессе, в спорте — в еженедельнике появлялись его проблемные, критические статьи, анализировавшие состояние дел в отечественном футболе и хоккее. Многие годы Виктор Владимирович успешно занимался административной и общественной работой. Он входил в Центральный штаб клуба «Кожаный мяч», возглавлял Федерацию футбола РСФСР, был членом президиума Федерации футбола СССР, избирался президентом недолго просуществовавшего Союза футбольных лиг СССР. Биография Виктора Владимировича Понедельника опубликована в изданиях Международного Объединенного Биографического Центра "Легенды отечественного футбола" и "Кто есть кто в современной России" (в разеделе "Цвет нации"). ********** К 85-летию олимпийского чемпиона Юрия Власова 5 декабря 85-летний юбилей отмечает великий тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, многократный чемпион и рекордсмен мира и Европы, государственный и общественный деятель, писатель Юрий Петрович Власов. На Олимпиаде в Риме (1960) Власов установил 4 рекорда в супертяжелом весе: 180 кг в жиме и 155 кг в рывке (олимпийские), 202,5 кг в толчке и 537,5 кг в сумме классического троеборья (мировые), за что был признан лучшим спортсменом Римской Олимпиады. На римском помосте, где ему присвоили титул «Самый сильный человек планеты», Власов перевернул в сознании человечества представление о сильнейших атлетах мира. Доказал своим примером, что человек может быть одновременно сильным и высокообразованным, интеллигентным, умным. Благодаря Власову тяжелоатлетический спорт обрел «второе дыхание» и стремительно завоевал высокую популярность на всех континентах. Начался «золотой век» не только русской, но и мировой штанги. Всего Юрием Власовым установлены 31 мировой и 41 рекорд СССР. Он признавался лучшим атлетом страны, года, века.Завершив спортивную карьеру Ю.П. Власов стал писателем, государственным и общественным деятелем: избирался депутатом Моссовета, председателем Федерации тяжелой атлетики СССР, председателем Федерации атлетической гимнастики СССР, народным депутатом СССР, депутатом Государственной думы РФ. Юрий Власов – автор популярных в России и за рубежом книг: «Себя преодолеть», «Соленые радости», «Особый район Китая»; литературной трилогии «Огненный крест», «Верить!», «Справедливость силы», «Кто правит бал», «Русь без вождя», «Мы есть и будем», «Временщики». Биография Юрия Петровича опубликована в издании Международного Объединенного Биографического Центра "Легенды отечественного спорта". Олимпийского Вам здоровья, личного счастья и реализации всех творческих замыслов, уважаемый Юрий Петрович! ********** К 75-летию народной артистки России Нины Руслановой 5 декабря профессионалы, знатоки и любители кино поздравят народную артистку России, лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, лауреата Государственной премии Белорусской ССР, лауреата Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко, неоднократную обладательницу Национальной кинематографической премии «Ника» Нину Ивановну Русланову с 75-летием. С Ниной Руслановой работали выдающиеся режиссеры: Алексей Герман, Кира Муратова, Игорь Масленников, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Родион Нахапетов, Юрий Кара, Михаил Пташук, Владимир Бортко, Алла Сурикова, Светлана Дружинина. Актриса снялась в более чем 100 фильмах, в том числе: «Егор Булычев и другие», «Афоня», «Не стреляйте в белых лебедей», «Познавая белый свет», «Будьте моим мужем», «Слезы капали», «Берегите мужчин!», «Среди серых камней», «Не ходите, девки, замуж», «Зимняя вишня», «Валентин и Валентина», «Мой друг Иван Лапшин», «Знак беды», «Завтра была война», «Хлеб – имя существительное», «Собачье сердце», «Небеса обетованные», «Бедная Саша», «Святой и грешный», «Чеховские мотивы», «Иван-дурак», «Француз», «Настройщик», «Хрусталев, машину!»; телесериалах «Тени исчезают в полдень», «Цыган», «Возвращение Будулая», «Мелочи жизни», «Тайны дворцовых переворотов», , «Марш Турецкого», «Участок». Ее партнерами в театре и кино были великие актеры – Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Станислав Любшин, Василий Лановой, Микеле Плачидо, Сергей Безруков. Международный Объединенный Биографический Центр работал над биографией Нины Ивановны Руслановой для серии сборников "Кто есть кто в современном мире" и "Кто есть кто в современной культуре". Мы присоединяемся к многочисленным пожеланиям поклонников в адрес любимой актрисы и ждем ее новых блистательных появлений на экране. "Короткие встречи" (1967) "Ее имя - Весна" (1969) "Драма на охоте" (1970) "Тени исчезают в полдень" (1971, 1973) "До новых встреч!" (1973) "Еще можно успеть" (1974) "Афоня" (1975) "Мещанин во дворянстве" (1977) "Познавая белый свет" (1978) "Цыган" (1979) "Не стреляйте в белых лебедей" (1980) "Будьте моим мужем!" (1981) "Леший" (1981) "Купальская ночь" (1982) "Очень важная персона" (1984) "Валентин и Валентина" (1985) "Вот моя деревня..." (1985) "Зимняя вишня" (1985) "Знак беды" (1986) "Собачье сердце" (1988) "Руанская дева по прозвижу Пышка" (1989) "Гамбринус" (1990) "Мигранты" (1991) "Господа артисты" (1991) "Тайны дврцовых переворотов. Россия, век XVIII" (2000-2011) "Игра слов. Переводчица олигарха" (2007) "Первый после Бога" (2005) "Китайская бабушка" (2010) "Путейцы-3" (2012) ********** К 105-летию со дня рождения Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Лосика Олега Александровича (1915-2012) 4 декабря исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося военачальника, Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Олега Александровича Лосика (1915-2012). Службу в танковых войсках лейтенант Лосик начал в 1938 году командиром взвода в одной из частей Ленинградского военного округа. В конце 1939 года ему пришлось принять боевое крещение в ходе начавшейся войны с Финляндией. Особенно Олег Александрович отличился при прорыве на Карельском перешейке знаменитой линии Маннергейма, где и заработал свою первую боевую награду - орден «Красная Звезда». В первые же дни Великой Отечественной войны капитан Лосик участвовал в ожесточенном сражении с немецко-фашистскими захватчиками в районе Броды, Дубно, Ровно. В дальнейшем воевал под Харьковом, Воронежем, Сталинградом, в Белоруссии и Восточной Пруссии. За бои по освобождению Минска полковнику Лосику Олегу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза, а находящаяся под его командованием 4-я гвардейская танковая бригада получила наименование Минской и была награждена орденом «Красное Знамя». После окончания боев в Восточной Пруссии командование направило Лосика в Москву для завершения обучения в Военной академии бронетанковых войск, прерванной в 1941 году. Там уже через несколько месяцев его перевели для прохождения ускоренного курса в Военную академию Генштаба. О.А. Лосик прошел почти все ступеньки служебной лестницы: командовал механизированной дивизией, стрелковым корпусом, два года преподавал в Академии Генштаба стратегию и оперативное искусство, затем стал командующим 6-й армией и, наконец, командующим войсками Дальневосточного военного округа. В 1969 году генерал-полковник Лосик назначается начальником Военной академии бронетанковых войск. В этой должности он проработал 17 лет. Под непосредственным руководством Олега Александровича проведены важные для укрепления оборонной мощи страны научно-технические исследования. Он сам является автором или соавтором более ста научных работ. В 1972 году ему присваивается звание профессора, а в 1975 году – звание маршала бронетанковых войск. Олег Александрович часто выступал в печати по актуальным вопросам развития военного дела, участвовал в обсуждении сложных проблем. Большую работу он вел в московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил, где возглавлял клуб кавалеров ордена Жукова. Подробная биография О.А. Лосика вошла в уникальный сборник Международного Объединенного Биографического Центра «Солдаты 20 века». О.А. Лосик, 1935 г. О.А. Лосик курсант 1-го Саратовского бронетанкового училища, 1935 г. Лейтенант О.А. Лосик, 1938 г. Лейтенант О.А. Лосик после окончания советско-финляндской войны,1940 г. Начальник разведки 10-го танкового батальона капитан О.А. Лосик. Юго-Западный фронт, январь 1942 г. Управление 119-го отдельного танкового полка. Во втором ряду третий справа подполковник О.А. Лосик, 1943 г. Командир 4-й танковой бригады полковник О.А. Лосик, 1944 г. О.А. Лосик (слева) с офицерами штаба 4-й гвардейской танковой бригады. Восточная Пруссия, январь 1945 г. Группа выпускников Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. Во втором ряду в центре полковник О.А. Лосик, 1946 г. Генералы О.А. Лосик и Н.В. Моргунов на полигоне 240-го танкового полка (на втором плане командир полка полковник А.И. Гальцев). Дальневосточный военный округ, 1965 г. О.А. Лосик на учениях со слушателями Военной академии бронетанковых войск. 1980-е гг.
* Использованы иллюстрации с сайта https://encyclopedia.mil.ru ********** К 75-летию со дня рождения народного артиста СССР Игоря Алексеевича Шаповалова (1945-2020) 3 декабря исполнилось бы 75 лет выдающемуся артисту балета, балетмейстеру, хореографу, режиссёру, педагогу, народному артисту СССР, художественному руководителю и главному балетмейстеру Московского балета на льду Игорю Алексеевичу Шаповалову (1945-2020). За годы творческой деятельности И.А. Шаповалов танцевал ведущие партии и танцы характерного репертуара в балетных и оперных постановках. В Пермском и других театрах поставил спектакли и хореографические номера в операх «Иван Сусанин», «Рыцарская баллада», «Кармен», «Война и мир», «Винни-Пух» и др. (1970-1989), балеты «Огонь Прометея», «Испанские миниатюры», «Катарсис», «Сиртаки» (1966-1989). В Московском балете на льду поставил представления «Лед, любовь и фантазия», «Ледовый калейдоскоп», балеты по мотивам сказок Шарля Перо «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Синяя борода», «Золушка», «Мальчик с пальчик». В качестве главного балетмейстера принимал участие в постановке театрализованных представлений на Олимпиаде-80 в Москве, на Всемирных фестивалях молодежи и студентов в Гаване и Москве. Являлся художественным руководителем, автором сценария и режиссером театрализованных праздников фольклорного искусства в Индии (1988, Дели, Тривандрум), Всемирного фестиваля фольклора в Москве (1990). Во время празднования 850-летия основания Москвы является режиссером-постановщиком эпизода "Осень" в представлении "Москва на все времена" (1997). ********** Памяти Ирины Александровны Антоновой (1922-2020) 1 декабря мир культуры постигла невосполнимая утрата. На 98 году жизни скончалась Великая Ирина Александровна Антонова. В чрезвычайно тяжелом для страны 1942 году младший сержант медицинской службы Ирина Антонова служила медсестрой в московском госпитале. С 1945 года работала в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а с 1961 года возглавляла его. Именно здесь раскрылся ее подлинный искусствоведческий и организаторский талант. Здесь она прошла путь от рядовой сотрудницы до президента. Своей всемирной известностью и славой Пушкинский музей во многом обязан именно ей. Ирина Антонова внесла неоценимый вклад в сохранение мирового культурного и духовного достояния. Настоящий подвижник своего дела, она подняла на небывалую ранее высоту музейное дело в России и во всем мире. Под руководством Ирины Александровны дважды проводилась коренная реорганизация экспозиции музея. Осуществляя мечту создателя музея И.В. Цветаева о «музейском городке», И.А. Антонова добилась присоединения к музею нескольких близлежащих зданий и создала ряд новых отделов. ГМИИ прочно утвердился в статусе настоящей сокровищницы мирового искусства. Значительно расширился круг экспозиций, тематический охват. Разрослись международные связи музея. На протяжении пяти десятилетий Ирина Александровна выступала вдохновителем и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва-Париж», «Москва-Берлин», «Россия-Италия», «Модильяни», «Футуризм» и множества других. Проводилась огромная научная работа, в частности, ежегодные «Випперовские чтения», особенность которых – комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея. Заметное достижение в работе музея – организация музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в которых помимо великого маэстро принимали участие И. Архипова, Е. Нестеренко, Е. Кисин, Г. Кремер, М. Плетнев, О. Каган, В. Третьяков, Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе и другие. И.А. Антонова участвовала в работе Международного совета музеев при ЮНЕСКО. И.А. Антонова вела активную научную, и преподавательскую работу: на ее счету более сотни монографий, преподавание в МГУ, Институте кинематографии и Институте восточных языков в Париже. Международный Объединенный Биографический Центр работал над жизнеописанием Ирины Александровны для серии уникальных изданий "Кто есть кто в современном мире", "Кто есть кто в современной культуре" и "Кто есть кто в современной России". Выражаем глубочайшие сожаления и искреннее соболезнование родным, близким, коллегам и всем, кто ценил талант и уникальное дарование И.А. Антоновой. ******** К 75-летию народного артиста России Геннадия Викторовича Хазанова 1 декабря 75-летний юбилей отмечает всенародно любимый актер театра и кино, телеведущий, общественный деятель, художественный руководитель Московского театра эстрады, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Геннадий Викторович Хазанов. Миллионы зрителей всех поколений знают и любят его, прежде всего, как мастера блистательной импровизации. Его работы в театре, на эстраде, в кинематографе — всегда яркие, талантливые, узнаваемые. С 1962 года Хазанов пытался поступить в театральные вузы Москвы, но не сдал экзамены и стал студентом МИСИ имени Куйбышева. Там он начал участвовать в студенческой самодеятельности, участвовал в команде КВН Московского инженерно-строительного института. Здесь же родился и первый персонаж Хазанова — студент кулинарного техникума – который принес ему всесоюзную известность. Затем он окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), где его педагогом была Надежда Слонова (в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры). Несколько лет Геннадий Хазанов проработал конферансье в Государственном эстрадном оркестре РСФСР под управлением Леонида Утесова, а в начале 1970-х годов перешел в Москонцерт и стал выступать как артист разговорного жанра. Среди работ Хазанова — более 15 ролей в кино и театре, роли в киносериале «Ералаш», озвучивание ролей в мультфильмах «Кот Леопольд», «Ну, погоди!», «Возвращение блудного попугая». Геннадий Викторович и сегодня продолжает много и плодотворно трудиться, возглавляя с 1997 года Московский государственный театр эстрады, принимает самое активное участие в культурной и общественной жизни. Эксклюзивная биография артиста опубликована в сборниках Международного Объединенного Биографического Центра «Кто есть кто в современном мире» и «Кто есть кто в современной культуре». "Ералаш: Как сейчас помню..." (1975) "Волшебный фонарь" (1976) "Ералаш: 40 чертей и одна зеленая муха" (1984) С Леонидом Ярмольником "Золотая рыбка" (1985) "Маленький гигант большого секса" (1992) "Игроки-XXI" (1993) "Бред вдвоем" (1995) "Полицейские и воры" (1997) "Снежная королева" (2003) "Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка"" (2009) "Джуна" (2015) Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов в спектакле Театра имени Евг. Вахтангова "Фальшивая нота" Спектакль "Фальшивая нота" ********** К 95-летию генерала армии Бобкова Филиппа Денисовича (1925-2019) 1 декабря исполнилось бы 95 лет видному государственному деятелю, почетному сотруднику Госбезопасности генералу армии Бобкову Филиппу Денисовичу (1925-2019). 16-летним юношей Филипп Денисович начал работать на строительстве Ленинск-Кузнецкого завода подземной газификации углей. С началом войны, когда в очередной раз формировались добровольческие дивизии сибиряков, в одну из них рядовым бронебойщиком ушел отец, а через несколько месяцев, приписав себе пару лишних лет, и Филипп. Зимой 1942 года началась его военная жизнь. Он участвовал в тяжелейших боях на Гнездиловских высотах под Спас-Деменском, потом в освобождении Белоруссии. А День Победы Филипп Бобков встретил в Курляндии командиром взвода в звании гвардии старшины. Как молодого, но обстрелянного воина его направили на учебу в Ленинградскую школу контрразведки СМЕРШ для последующей работы в системе госбезопасности, после окончания которой он прошел путь от помощника оперуполномоченного до начальника управления и первого заместителя Председателя КГБ СССР. В феврале 1987 года ему присвоено звание генерала армии. Генералу Ф.Д. Бобкову не раз приходилось бывать во многих «горячих точках», принимать непосредственное участие в урегулировании конфликтных ситуаций (Тбилиси, Нагорный Карабах, Фергана, Сумгаит, Баку, Алма-Ата, Орджоникидзе, Грозный, Фрунзе… Ф.Д. Бобков награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, орденом Славы III степени, двумя медалями «За отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За отличие в охране государственной границы СССР» и многими другими. Полная биография Ф.Д. Бобкова вошла в уникальные издания Международного Объединенного Биографического Центра "Солдаты20 века" и "Кто есть кто в современном мире". Филипп Денисович оказал Центру неоценимую помощь в подготовке этих и других проектов советами и своими связями, существенно расширив палитру наших возможностей. ********** Памяти академика Фортова Владимира Евгеньевича (1949-2020) 29 ноября стало известно о кончине выдающегося ученого с мировым именем и организатора науки, экс-президента Российской академии наук, академика-секретаря Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимира Евгеньевича Фортова (1949-2020). Уже на этом начальном этапе своей научной деятельности В.Е. Фортову удалось получить результаты, демонстрирующие его яркое творческое дарование, нацеленность на постановку и решение самых сложных задач. Будучи студентом Московского физико-технического института он начал заниматься научной работой под руководством члена-корреспондента АН СССР В.М. Ивлева в НИИ-1 (ныне Государственный научный центр имени М.В. Келдыша), одной из задач которого было создание мощного ядерного ракетного двигателя с плазменным реактором. Вовлеченность в практически неизученную, чрезвычайно перспективную область исследований и непосредственное участие в экспериментах по сжатию насыщенных паров металлов мощными ударными волнами во многом сформировали область научных интересов и стиль работы В.Е. Фортова. После аварии на Чернобыльской АЭС В.Е. Фортов был включен в рабочую группу АН СССР и принимал деятельное участие в анализе взрывных явлений и динамики зоны разрушения. По его возвращении из Чернобыля в короткий срок была создана установка для испытания стойкости разработанных в Институте высоких температур жаропрочных бетонов и керамик к действию высокотемпературных металлических расплавов, моделирующих кориум – высокотемпературную смесь расплавленных материалов, образующихся при взрыве активной зоны ядерного реактора. Работы В.Е. Фортова широко известны мировому научному сообществу, многие из них являются пионерными и определяют современное состояние соответствующих областей фундаментальной науки. В.Е. Фортовым с соавторами выпущено около 30 монографий и более 500 оригинальных статей в ведущих зарубежных и отечественных журналах. В 2013 году В.Е. Фортов был избран президентом Российской академии наук. Он являлся академиком-секретарем Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, членом Президиума РАН, председателем ряда межведомственных координационных советов, Советов РАН по научным проблемам, диссертационного совета по специальностям «физика плазмы» и «теплофизика и теоретическая теплотехника», главным редактором журнала «Теплофизика высоких температур» и членом редколлегий ряда международных и отечественных научных изданий.
В.Е. Фортов - лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Правительства РФ, международной премии "Глобальная энергия", полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", лауреат многочисленных отечественных и международных наград. Международному Объединенному Биографическому Центру посчастливилось работать с Владимиром Евгеньевичем над его удивительной биографией, опубликованной в серии сборников "Кто есть кто в современном мире". Среди изданий, подготовленных Центром, особое место занимает уникальная книга "Траектория. Фортов", рассказывающая о ярком жизненном и творческом пути выдающегося ученого. Международный Объединенный Биографический Центр выражает глубокие и искренние соболезнования родным, близким и коллегам Владимира Евгеньевича! ********** К 95-летию со дня рождения народной артистки СССР Нонны Викторовны Мордюковой (1925-2008) 25 ноября любители кино вспомнят выдающуюся русскую актрису, народную артистку СССР, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Нонну Викторовну Мордюкову (1925-2008), по случаю 95-летия со дня рождения. Ее актерский дебют состоялся в фильме великого Сергея Герасимова «Молодая гвардия», где она сыграла Ульяну Громову. И эта роль принесла ей и официальное признание, и народную любовь, которые сопровождали ее более 60 лет. Многие работы Нонны Мордюковой вошли в сокровищницу отечественного кино, среди них фильмы «Чужая родня», «Простая история», «Добровольцы», «Председатель», «Женитьба Бальзаминова», «Тридцать три!», «Бриллиантовая рука», «Комиссар», «Русское поле», «Трясина», «Родня», «Мама». Мордюкова также снялась в фильмах: «Калиновая роща», «Екатерина Воронина», «Ванька», «Все начинается с дороги», «Отчий дом», «Хмурое утро», «Секретарь обкома», «Павлуха», «Война и мир», «Дядюшкин сон», «Журавушка», «Гори, гори, моя звезда», ); «Баллада о Беринге и его друзьях», «Случай с Полыниным», «Молодые», «Завтра будет поздно», «Два дня тревоги», «Лев Гурыч Синичкин», «Семья Ивановых», «Инкогнито из Петербурга», «Верой и правдой», «Вокзал для двоих», «От зарплаты до зарплаты», «Доченька», «Ссуда на брак», «Запретная зона», «Бегущая мишень», «Луна-парк» и других. Нонна Викторовна Мордюкова награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, «Знак Почета». Включена в десятку лучших актрис XX века согласно британской энциклопедии «Кто есть кто». Ее эксклюзивная биография была включена в уникальные издания Международного Объединенного Биографического Центра - "Кто есть кто в современном мире" и "Кто есть кто в современной культуре". "Молодая гвардия" (1948) "Возвращение Василия Бортникова" (1953) "Звезды на крыльях" (1955) "Чужая родня" (1955) "Екатерина Воронина" (1957) "Хождение по мукам" (1957-1959) "Простая история" (1960) "Женитьба Бальзаминова" (1964) "Председатель" (1964) "Война и мир" (1965-1967) "Дядюшкин сон" "Комиссар" (1967) V-й Московский международный кинофестиваль. Зинаида Кириенко, Николай Плотников, Нонна Мордюкова (1967) "Бриллиантовая рука" (1968) "Журавушка" (1968) "Гори, гори, моя звезда" (1969) "Баллада о Беринге и его друзьях" (1970) "Возврата нет" (1973) "Лев Гурыч Синичкин" (1974) "Они сражались за Родину" (1975) "Инкогнито из Петербурга" (1977) "Трясина" (1977) "Родня" (1981) "Вокзал для двоих" (1982) "Ссуда на брак" (1987) "Ширли-мырли" (1995) В канун 80-летия актрисы Президент РФ Путин В.В. вручает ей орден "За заслуги перед Отечеством" II степени ********** К 95-летию со дня рождения народной артистки СССР Майи Плисецкой (1925-2015) 20 ноября мир балета почтит память одной из величайших балерин планеты, народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Майи Михайловны Плисецкой (1925-2015) в связи с 95-летней годовщиной со дня рождения. Ее карьера балерины продолжалась целых 60 (!) лет – она дебютировала в 1942 и покинула сцену в 2002 году. Долгое время Майя Плисецкая являлась примой Большого театра, где исполнила все главные партии, в числе которых: Китри в «Дон Кихоте», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке» и другие. Великие балетмейстеры ставили балеты специально для нее: «Кармен-сюита» (балетмейстер Альберто Алонсо), «Прелюдия» (балетмейстер Наталья Касаткина), «Гибель розы» (балетмейстер Ролан Пети), «Безумная из Шайо» (хореограф Жижи Качуляну. Плисецкая плодотворно сотрудничала с великим Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора», «Леда», «Курозука», «Ave Maya», с Хосе Гранеро (балеты «Астурия» и «Мария Стюарт»). М.М. Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», сама исполняла в них главные женские партии. Работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем Испанского национального балета в Мадриде. Снималась в художественных кинофильмах «Анна Каренина», «Чайковский», «Зодиак». О ней сняты документальные кино- и телефильмы, ей посвящены книги, ее именем назван астероид, а также сорт пионов. М.М. Плисецкая – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, почётный гражданин Испании. Майя Михайловна Плисецкая признана Человеком века, а ее эксклюзивная биография опубликована в одноименном разделе уникального издания Международного Объединенного Биографического Центра "Кто есть кто в современной культуре". ********** |